Изучите конфуцианскую семью и общественный строй, правила и догматы конфуцианства и откройте для себя значение добродетели сыновней почтительности.
Что такое конфуцианство?
Конфуцианство было основано на учении Конфуция (551 г. до н.э.–479 г. до н.э.), чье устное слово было записано его последователями в так называемых аналектах. Конфуций родился в богатой семье, однако он жил во времена крайней политической нестабильности династии Восточная Чжоу. Государства воевали между собой за то, чтобы получить больше политической власти, и периодически происходили войны. Учение Конфуция было вдохновлено уменьшением беспорядков в его стране и созданием моральных рамок, которым мог следовать каждый. По сути, конфуцианство - это философия достижения гармонии как в обществе, так и в правительстве. Важно отметить, что Конфуций не верил, что выдвигает оригинальные идеи; скорее, он считал, что просто передает древнюю китайскую мудрость, которая уже была частью прошлого.
Статуя Конфуция в Китае
Для того, чтобы люди могли активно практиковать и использовать знания Конфуция, существенной частью философии были ритуалы, строгий кодекс поведения и образование. В конце концов, конфуцианское учение включило Пять классических книг, которые были китайскими книгами, в качестве части официального конфуцианского канона. Хотя эти пять книг существовали до Конфуция, позже они были приняты в качестве спонсируемой государством учебной программы, когда династия Западная Хань приняла конфуцианство в качестве своей государственной идеологии.
Пять классических произведений можно объяснить как пять видений:
- Метафизика: Классика перемен — также известная как "И Цзин", эта книга представляет собой систему гадания, которая использует нумерологию для получения морального понимания.
- Политика: Сборник документов — эта книга предназначена для того, чтобы дать рекомендации по этике для создания справедливого правительства.
- Поэтический: Классика поэзии — сборник из 305 стихотворений, в котором словами выражаются чувства и эмоции, испытываемые всеми слоями общества.
- Социальное: Книга обрядов — эта книга описывает общество как сообщество с четырьмя профессиями: ученый, фермер, ремесленник и торговец.
- История: Весенние и осенние анналы — освещая историческое сознание, эта книга подчеркивает важность идентификации как сообщества.
Первоначально идеи Конфуция в основном привлекали среднестатистических граждан Китая. Со временем эти практики и философия стали преобладающими в политических сообществах и в конечном итоге стали официальной верой и системой образования китайского государства. Конфуцианская философия со временем распространилась по торговым путям и оказала влияние на другие общества за пределами Китая, такие как Восточная Азия.
Конфуцианский социальный порядок
Конфуцианский социальный порядок был сосредоточен на взаимоотношениях. Конфуций верил, что точно так же, как инь и ян присутствуют в космосе, они также присутствуют в отношениях, которые мы поддерживаем друг с другом. Пять ключевых отношений, или Пять уз, - это социальные отношения, которые формируют основу любого правильного поведения. Эти отношения состоят из правителя и подданного, отца и сына, старшего брата и младшего брата, мужа и жены, друга и приятельницы. Эти отношения обычно описываются как неравные, но существуют в гармонии, если к ним относиться с уважением. Одно не могло бы существовать без другого. Конфуций считал, что этот принцип имеет решающее значение для поддержания мира и что каждый человек должен подпадать под часть строгой иерархии. Ли, или пристойность, - это набор правил конфуцианства, которые объясняют, как человек должен взаимодействовать в рамках ролей пяти отношений. Единственные случаи, когда законы конфуцианства применяются к отдельным лицам, - это если они не следуют этим социальным нормам, и это приводит к необходимости применять законы для контроля за их действиями.
В дополнение к Пяти узам, другие постулаты конфуцианства состояли из Обрядов и ритуалов, исправления имен и Рен.
Обряды ритуалов: Конфуций верил, что для того, чтобы по-настоящему объединить людей, нужно делать больше, чем просто изучать конфуцианскую мысль, но намеренно создавать образ жизни, в котором вы действительно практикуете ее принципы. Чтобы сделать это, Конфуций учил важности ритуалов и церемоний. Все церемонии должны были быть актами социального объединения и всегда практиковаться совместно с другими. Вместо того чтобы просто бездумно произносить слова или повторять действия по привычке, человека поощряли всегда выполнять ритуалы и церемонии с намерением и большим уважением. Исправление имен: Это относится к определению того, к какой из пяти связей вы принадлежите (т.е. к жене, старшему брату или отцу). Согласно Конфуцию, знание того, какую роль вы играете в обществе, дает четкие обязанности и помогает создать упорядоченное общество. Рен: Наиболее часто используемые слова для описания Рен - это доброта и добродетель. Конфуций считал, что каждый должен воплощать Жэнь при взаимодействии с другими и проявлять истинную щедрость. Конфуций также считал, что это лучше всего проявляется в ваших отношениях между двумя людьми, поэтому крайне важно знать, какое место вы занимаете в социальной иерархии. Конфуцианство утверждает, что все люди рождаются с Жэнь, или добротой, но что без строгих моральных рамок и ритуалов, поощряющих доброту, человек может вести себя аморально.
Эти основные принципы конфуцианства носят философский характер, хотя некоторые историки утверждают, что его также можно рассматривать как религиозную доктрину. Философская концепция Конфуция заключается в том, что все люди обладают добродетелью и естественным образом стремятся поступать правильно. Однако, если кто-то решил поступить неправильно, то это потому, что он был неосведомлен и его не учили моральному кодексу поведения. Конфуцианство не считалось религией до периода правления династии Хань в Китае (202 г. до н.э. – 220 г. н.э.), когда был введен буддизм. Затем учения Конфуция и буддийские идеи были объединены в религиозную доктрину.
Семья Конфуция
Все пять уз сосредоточены вокруг одного - сыновней почтительности. Добродетель сыновней почтительности означает уважение к старшему и поддержание иерархической структуры семьи. Например, сын должен уважать своего отца, а младший брат должен подчиняться своему старшему брату. Это распространялось еще дальше на предков, которые также пользовались глубоким уважением в конфуцианском обществе. Идея заключалась в том, что если бы практиковалось сыновнее почтение, структура семьи была бы гармоничной. Конфуций полагал, что это также найдет отражение в обществе в целом, предполагая, что семья является символом того, как должно функционировать государство в целом. Он также верил, что отношения внутри семьи - это то, что определит поведение хорошего императора по отношению к своим подданным. В этой иерархической структуре роль женщин заключается в первую очередь в заботе о семье и ведении домашнего хозяйства. Женщины должны были подчиняться мужчинам, а женщины из высшего класса не должны были официально работать вне дома. Женщинам из низших слоев общества во многих случаях приходилось работать, чтобы прокормить семью. Это можно увидеть в символизме баланса инь и ян. Женщины считались пассивными и неполноценными, в то время как мужчины считались активными и превосходящими.
Конфуцианское правительство и общество
Конфуций верил, что образование является ключом к восстановлению порядка, и это станет центром продвижения конфуцианского общества вперед. Образование Конфуция состояло из изучения истории, философии и литературы, чтобы быть добродетельным. Наиболее важными добродетелями хорошего лидера, или пятью добродетелями, являются доброжелательность, праведность, пристойность, мудрость и надежность. Это образование, основанное на мысли Конфуция, ценилось обычным человеком, но было еще более важно для тех, кто хотел стать членами правительства. Чтобы стать членом конфуцианского правительства, нужно было сдать экзамен на государственную службу, который проверял знание человеком конфуцианских принципов. Это привело к тому, что мастера конфуцианства стали лидерами в политике, что на протяжении веков оказывало влияние на китайское правительство. Согласно учению Конфуция, хороший император овладел бы этими добродетелями, и люди стремились бы подражать его совершенству и создавать гармоничное общество. Идея заключалась в том, что китайский народ перенял бы эти характеристики и применил бы их не только к своей личной жизни, но и для создания мира в своих социальных и политических сообществах.
Краткое содержание урока
По сути, конфуцианство - это философия достижения гармонии как в обществе, так и в правительстве. Конфуцианское учение включало пять классических произведений, которые были китайскими книгами, как часть официального конфуцианского канона. Хотя эти пять книг существовали до Конфуция, позже они были приняты в качестве спонсируемой государством учебной программы, когда династия Западная Хань приняла конфуцианство в качестве своей государственной идеологии.
Конфуций считал, что наиболее важными добродетелями хорошего лидера, или пятью добродетелями, являются благожелательность, праведность, пристойность, мудрость и надежность. Чтобы стать членом правительства, нужно было сдать экзамен на государственную службу, который проверял знание человеком конфуцианских принципов. Это привело к тому, что мастера конфуцианства стали лидерами в политике, что повлияло на китайское правительство на протяжении последующих столетий. Пять ключевых отношений, или Пять уз, - это социальные отношения, которые формируют основу любого правильного поведения.
Эти отношения таковы: