Теория и модель атрибуции

Атрибуции – это воспринимаемые причины, которые люди выбирают или конструируют для событий в своей жизни. Основное предположение теории атрибуции заключается в том, что понимание человеком причин прошлых событий влияет на его или ее будущие действия.

Психолог Бернард Вайнер разработал теорию атрибуции, которая в основном фокусируется на достижениях. По мнению Вайнера, наиболее важными факторами, влияющими на атрибуцию, являются способности, усилия, сложность задачи и удача. Он классифицировал атрибуции по трем причинным измерениям. Во-первых, это локус контроля, где есть два полюса: внутренний локус и внешний. Следующее — стабильность: меняются ли причины со временем или нет? Наконец, есть управляемость: причины, которые можно контролировать, например навыки, и вещи, которые невозможно контролировать, например удача и действия других.

Бернард Вайнер

Вайнер фокусируется на достижениях в своей теории атрибуции.

Здесь много информации, поэтому давайте разберем ее подробно. Стабильность означает вероятность того, что причины изменятся с течением времени. Например, Эля провалила тест по математике, но объяснила эту неудачу недостатком сна накануне вечером. Она могла бы посчитать эту ситуацию нестабильной, поскольку предполагаемая причина — усталость — вероятно, изменится в будущем. Стабильность напрямую связана с ожиданием успеха.

Далее давайте посмотрим на локус контроля. Это относится к убеждению человека в том, что его или ее поведение определяется внешними факторами, такими как удача, судьба и т. д., или внутренними факторами, такими как способности и усилия. Например, важность внутренней атрибуции заключается в ее влиянии на самооценку. Успех, приписываемый внутренней причине (человеку), является источником гордости. Однако неудача, вызванная внутренней причиной, является источником разочарования. Успех, приписываемый способностям и/или усилиям, является источником гордости, поскольку и способности, и усилия являются внутренними атрибутами.

Последним измерением является управляемость. Имеет ли человек слабый контроль над ситуацией или ситуация находится под его контролем? Контроль влияет на аффект (или чувство/эмоцию по отношению к ситуации или поведению). Эля провалила тест, но чувствует, что учитель настроен против нее и пытается сделать тесты слишком сложными. Очевидно, это выходит из-под контроля Эля, поэтому в будущем она, возможно, не будет стараться изо всех сил преуспеть, потому что она воспринимает ситуацию как неизменную и неконтролируемую, так зачем беспокоиться?

Давайте теперь соберем это вместе. Мы можем рассматривать матрицу с локусом контроля в виде столбцов и атрибутами управляемости в виде строк. Вы уже поняли, что способности считаются внутренне воспринимаемым локусом, но неподконтрольным человеку. Например, можно думать, что они родились со способностями быть хорошими певцами, или, с другой стороны, они могут думать, что никогда не смогут заниматься спортом, потому что у них нет врожденных способностей и они не смогут учиться. Случайность и удача также не считаются контролем, но воспринимаются как внешние. Усилие воспринимается как контролируемое и внутреннее, тогда как сложность задачи воспринимается как контролируемая, но внешняя, поскольку обычно ее назначает учитель или кто-то еще.

Как сведения об атрибуции доводятся до учащихся

Атрибутивная информация передается учащимся различными способами. Во-первых, учителя передают важную информацию своим ученикам через отзывы о заданиях, на экзаменах и во время занятий в классе. Когда учителя сообщают ученикам, что неудачи происходят из-за использования неподходящих стратегий или неуместных усилий, у учащихся, скорее всего, появится мотивация стараться усерднее или использовать более подходящие стратегии в будущем. Исследования показывают, что конкретная обратная связь более полезна для студентов, поскольку может помочь им в развитии адаптивных атрибутивных убеждений.

Родители также сообщают детям и подросткам информацию, которая влияет на их атрибуцию. Если ребенок проигрывает соревнование по гимнастике, один из родителей может сказать: «Все в порядке; гимнастика очень сложна», тогда как другой родитель может сказать: «Ты не использовал те приемы, которые тренер показал тебе на прошлой неделе». Первое утверждение может привести к приписыванию способностей (например: «Это сложно, и я не ожидаю, что ты справишься хорошо»), тогда как последнее утверждение может побудить гимнаста приписать неудачу контролируемой причине, чему-то, над чем можно работать и изменять для достижения лучшего результата в будущем.

Атрибутивные предубеждения

Теперь поговорим об атрибутивных предубеждениях. Атрибутивная предвзятость — это вещь, которая влияет на то, как мы определяем, кто или что несет ответственность за действие или событие. Давайте кратко рассмотрим пять наиболее распространенных из этих предубеждений.

  • Во-первых, это фундаментальная ошибка атрибуции. Этот тип предвзятости заключается в том, что мы приписываем поведение другим людям склонностям или чертам характера. Например, такие утверждения, как «Mr. Смит всегда груб со мной» или «Мистер». Смит не считает девочек умными» — примеры фундаментальных ошибок атрибуции
  • Второй – это перспектива актера-наблюдателя. Это когда мы приписываем поведение других характеру, а свое собственное поведение – ситуации – например: «Я ударил Василия, потому что он меня раздражал, но теперь ты наказываешь меня, потому что я тебе не нравлюсь, и ты всегда пристаешь ко мне».
  • Третья — корыстная предвзятость, когда мы принимаем на себя личную ответственность за успех, но отрицаем ответственность за неудачи. Например: «Я получил пятерку по химии, потому что у меня это хорошо получается, но по английскому я провалился, потому что учитель ужасный и ничего не могу объяснить.
  • Четвертое – это эгоцентричная предвзятость. Она возникает независимо от успеха или неудачи, но когда люди принимают на себя большую личную ответственность за совместно определенный результат — например: «Наша группа получила пятерку по проекту, потому что я проделал больше работы, чем все остальные участники вместе взятые».
  • Последней атрибутивной предвзятостью является эффект ложного консенсуса. Это предположение, что ваши убеждения и поведение типичны для большинства людей — например: «Я ненавижу математику, но все девочки ненавидят математику, верно?»

Краткие итоги урока

Подводя итог, можно сказать, что атрибуции — это причины, которые мы выбираем, чтобы понять наши успехи или неудачи. Атрибуции обычно строятся на основе того, насколько контролируемым мы считаем событие или поведение, насколько оно стабильно и является ли локус контроля внешним или внутренним. Преподаватели, влиятельные сверстники и взрослые передают учащимся сообщения об авторстве и могут повысить самооценку или заставить человека поверить в то, что ситуация недостижима. Поэтому в следующий раз, когда вы попытаетесь объяснить, почему вы добились успеха или чувствуете, что что-то слишком сложно, подумайте о том, как вы объясняете свой успех или свои неудачи.