Прежде чем научиться налаживать отношения со странами Восточной Азии, которые были их торговыми партнерами, европейские страны столкнулись с сопротивлением из-за культурных факторов. Узнайте о местных обычаях и культурных барьерах, с которыми сталкиваются европейские торговые компании, и о влиянии исследований китайского адмирала Чжэн Хэ на устранение барьеров в торговле.

Барьеры коренных народов

В течение многих лет культуры Восточной Азии упорно сопротивлялись любым попыткам иностранных держав наладить морскую торговлю. В Китае и его фактическом протекторате Корее во многом это было связано с идеей о том, что Китаю, как Поднебесной, мало чему можно научиться у внешнего мира. В конце концов, со всех сторон он был окружен варварами, наиболее ярким воплощением которых были монголы на севере. И для выживания королевства было бы лучше, если любое внешнее влияние в пользу традиционных конфуцианских учений было устранено. В Японии колебания в отношении внешней торговли были аналогичными, но вместо того, чтобы укорениться в восхищении культурой коренных китайцев, они основывались на идее, что Япония должна перенимать только те культурные практики, которые подходят ее обществу. Именно по этой причине Япония традиционно отправляла послов в Китай, чтобы изучить лучшие китайские практики, но игнорировать аспекты, которые не вписывались в японскую культуру. 

Тем не менее, были исключения. Чжэн Хэ, китайский адмирал, возглавил огромный флот в торговой экспедиции доброй воли по всему Южно-Китайскому морю и Индийскому океану. Он установил контакты с культурами, находящимися далеко, например с Африкой. Примечательно, однако, что любые разговоры о том, что Чжэн Хэ достиг Америки, просто не соответствуют действительности - его люди занесли бы те же болезни, которые опустошили местное население десятилетия спустя, когда прибыл Колумб. Какими бы далеко идущими ни были экспедиции Чжэн Хэ, его подвиги были в значительной степени проигнорированы следующей имперской администрацией, которая предпочла больше сосредоточиться на внутренних делах, чем на выражении китайской власти за рубежом. 

Торговля товарами и таможня

Однако, несмотря на все усилия сильных мира сего в Китае, Японии и Корее, соблазн товаров был просто слишком велик. Главным среди них был шелк, о качестве которого на Западе ходили легенды еще со времен римской империи. Однако европейцы охотились не только за шелком. У жителей Восточной Азии все еще были фарфор, чай и продукты питания, которые нигде больше нельзя было получить такого качества. 

Не менее важно и то, что эти восточноазиатские культуры представляли значительные потенциальные рынки для европейских торговцев. С завоеванием Нового Света европейские страны, особенно Испания и Португалия, а позже также Англия и Голландия, оказались при деньгах и стремились заработать на них больше, продавая продукцию своих колоний на этих новых рынках Восточной Азии. 

Манила, первая испанская колония на Филиппинах, была ярким примером того, как европейцы в конечном итоге получили доступ к рынкам Восточной Азии. Манила была создана как перевалочный пункт для огромного количества серебра, поступавшего с западного побережья Южной Америки, а также других товаров из обширной Испанской империи. Отсюда китайские торговцы могли выходить на улицу и вступать в контакт с европейскими товарами. Поступая таким образом, они создали спрос на европейские товары в своих родных странах, который европейцы смогли использовать для доступа на рынки. 

Разрушение барьеров

По иронии судьбы, не испанцы были первыми, кто воспользовался этим новым спросом. Вместо этого именно португальцы смогли получить первую прибыль в Китае и Японии. К 1557 году португальцы получили право построить торговый пост в Макао, на острове всего в нескольких милях от китайского побережья. Первоначально китайцы предоставили португальцам право только ставить на якорь свои корабли, отказав им в праве высадки. Однако за несколько десятилетий Макао превратился в одну из крупнейших европейских колоний в Азии, несмотря на то, что он был ограничен очень небольшой территорией из нескольких островов. Макао оставался португальским островом до 1999 года, когда он был передан обратно Китаю. 

Португальцы также были первыми, кто открыл торговлю в Японии, хотя их пребывание там было бы намного короче. В 1543 году в Японии приземлился корабль, сбившийся с курса, но все еще перевозивший много товаров, в приобретении которых были заинтересованы местные японцы. В конечном счете, португальцы смогли оставаться там десятилетиями, но совершили ошибку, активно используя миссионеров для достижения своих целей. 

В конечном счете, это привело в ярость последующую местную администрацию, поэтому он закрыл Японию для иностранцев. Было, однако, одно исключение. Голландцам было разрешено сохранить свой участок на Дэсиме, искусственном острове, построенном для них в гавани Нагасаки в 1641 году. Это было связано не только с тем фактом, что голландцы ограничили свои попытки обратить японцев в свою веру, но и с очень громкой оппозицией, которую голландцы оказывали португальцам. Помните, к этому моменту голландцы были очень протестантскими, а португальцы все еще оставались католиками, что означало, что между ними было много неприязни.

Краткое содержание урока

На этом уроке обсуждались трудности торговли в Восточной Азии для первых европейских купцов. Особо следует отметить, что существовали философии, ограничивавшие торговлю с чужаками в Японии и Китае, а также препятствовавшие экспедициям, таким как экспедиция Чжэн Хэ. Далее мы говорили о создании испанской базы в Маниле, а также португальской базы в Макао. Наконец, мы узнали о роли европейцев в Японии, в частности об изгнании португальцев и голландского поста в Дэсиме.