Изучите историю Спарты. Узнайте, где была Спарта в Древней Греции с картой, узнайте о спартанском флаге и посмотрите, что такое спартанская территория сегодня. 

Где была Спарта?

Спарта была городом-государством, который приобрел известность в 650 году до нашей эры в Лаконии, на полуострове Пелопоннес, в Древней Греции. Спарта имела уникальную социальную систему и политическую конституцию, которая, как говорят, была учреждена загадочным человеком и легендой по имени Ликург, который кратко упоминается древними историками, интеллектуалами и философами, Платоном, Геродотом и Эпиктетом.

Спарта славится своим милитаристским обществом и культурой в древние времена и сохранила эту репутацию до наших дней. Военный класс Спарты известен тем, что добился побед над Афинами в Пелопоннесской войне с 431 по 404 год до нашей эры, а также тем, что стал большей частью ведущей военной мощи среди объединенных греческих армий, которые сражались против Персидской империи во время греко-персидских войн около 480 года до нашей эры.

Карта и флаг Спарты

Спарта была именно городом на западном берегу реки Евротас, самой большой реки в Греции. Город был окружен горными хребтами по обе стороны долины реки Евротас, горой Парнон и горой Тайгет. Это создало естественную крепость, которую спартанцы могли легко защищать по суше, чтобы оргадить свою территорию от вторжения или набегов. Территория Спарты простиралась вверх по горам по обе стороны, вдоль реки, пока она не вышла в Эгейское море, и вверх по течению до Пелланы.

Это спартанская карта

Это спартанская карта. Спарта находится вдоль реки Евротас.

Спартанский флаг
Спартанский флаг включает в себя букву лямбда, которая символизирует Лакедемона, название Спарты в древности.

Греческая лямбда – это первая буква, которая расшифровывалась как Lacedaemon.

Древняя Спарта: История

Спарта, как и другие греческие города-государства на окружающих территориях, такие как Афины, медленно поднялась до выдающегося положения из греческих темных веков в акадский период и классический период, прослеживая свое основание примерно до 900 г. до н.э. в разгар греческого темного века и достигнув своего пика, или золотого века, около 500 г. до н.э. В течение этого времени было, вероятно, около тридцати тысяч граждан, которые составляли военный класс, называемый Spartiate, и, вероятно, около двадцати тысяч других купеческих и образованных классов, а затем гораздо больший класс илотов (возможно, сто тысяч). Это сильно контрастирует с населением Афин в его расцвете, с населением, возможно, более пятисот тысяч.

Два известных древних города-государства, Спарта и Афины, имели очень разные общества и кастовые системы.

Спартанское общество и кастовая система

Спарта была городом-государством, управляемым многими различными чиновниками и образованиями, включая пару королей, демократически избранных надзирателей и совет старейшин, которые были избраны пожизненно. Его кастовая система по существу состояла из трех основных групп людей, которые также имели географическое размещение вокруг Спарты. В центре города-государства находились спартиаты, горожане и воинский класс общества. Вокруг города-государства были его сельскохозяйственные угодья, которыми управляли илоты и которые, по сути, были широким рабочим классом. Хотя илоты были рабами, они могли зарабатывать деньги и платить за свою свободу. Существовали также периойкои, или купеческое сословие, которые окружали весь город-государство Спарта.

Спартиаты были единственными реальными гражданами Спарты и единственными, кто мог голосовать и удерживать политическую власть. Хотя периойкои были свободными людьми, в отличие от илотов, они не считались гражданами Спарты и даже не могли вступить в брак с ней, но они должны были служить резервными силами спартанской армии. Однако периойкои были единственными членами спартанского общества и кастовой системы, которым разрешалось покидать город-государство и вести дела с другими народами и землями. У них также была другая функция поддержания и удержания класса илотов под контролем. Спартанское общество было относительно изолировано, и спартиаты, или воинский класс, не могли уйти без специального разрешения.

Спартанские воины

Хотя Спартиаты были единственными настоящими гражданами Спарты, они должны были являться таковыми с рождения. При рождении ребенка мужского пола купали в вине, что было крайне болезненно для их новой и чувствительной кожи. Если ребенок переживал это, он проходил проверку Советом старейшин. Если ребенок проявлял какие-либо признаки слабости или уродства, его сбрасывали со скалы. С тех пор детей оставляли голыми, не давали пеленания, и часто оставляли плакать в одиночестве, чтобы закалить их.

Спартанские воины

Агога

Как только ребенок мужского пола достиг семилетнего возраста, он начинал интенсивную физическую и интеллектуальную подготовку, известную как агога, которая продолжалась до восемнадцати лет. В семь лет дети мужского пола были помещены в группы аналогичного возраста, называемые агела или буа. Это было новой семьей ребенка, и он должен был развить воинскую и братскую связь со своим буа. Детей буа редко кормили или одевали, им приходилось охотиться, собирать мусор и красть пищу для себя, чтобы выжить. Тем не менее, они также были обучены традиционному письму и риторике, но с очевидным акцентом на физическую подготовку, бой и мастерство. Хотя воровство разрешалось и даже поощрялось, если мальчика ловили, его били кнутом за то, что он не был хитрым вором. Мальчикам также часто давали старших наставников, чтобы познакомить их с жизнью.

Когда мальчикам исполнилось двенадцать лет, им каждый год выделяли один красный плащ, называемый финикос, и ничего больше, даже принадлежности для купания. Это еще больше поощряло коварство и мастерство, необходимые для воровства. Мальчикам даже пришлось строить свои собственные кровати из тростника и соломы, которые они собирали сами с берегов Евроты. Старейшины, которые наблюдали за тренировками буа, часто поощряли их сражаться друг с другом, чтобы проверить свою выдержку и наблюдать за другими аспектами своего характера. Примерно в возрасте восемнадцати лет мальчикам было предложено интегрироваться во взрослое общество и сместить свою лояльность в сторону сиссиции или общего беспорядка для взрослых спартанцев всех возрастов для еды и общения.

На этом изображении показана классическая спартанская одежда и оружие гоплитов. Фаланга в значительной степени опиралась на щит и копье.

Согласно легенде, проблема того, как упорядочить спартанское общество, исходила от фигуры по имени Ликург. Лидеру (но не настоящему королю) Ликургу приписывают разработку системы обучения, называемой агоге. Агоге было много вещей. Это была серия испытаний, которые должны были отсеять слабых и трусливых от спартанского племени. Это была система образования, которая брала сильных и делала их сильнее, брала смелых и делала их еще храбрее. Наконец, агоге было обществом, которое объединило этих могущественных личностей в единую смертоносную единицу.

С помощью евгеники, образования и обучения Ликург стремился сделать спартанцев лучшими воинами. Давайте проследим путь спартанского мальчика через этот агог. Познакомьтесь с Брасидасом. При его рождении мать Брасида купала его в вине. Для кожи новорожденного это по существу то же самое, что обливание спиртом открытой раны. С первого вздоха Брасид понял, что мир, в который он вступает, жесток и суров. Многие младенцы не пережили этот первый шок и были выброшены.

После этого омовения спартанский совет старейшин внимательно рассмотрел Брасидаса. Если он казался болезненным, уродливым, слабым или медлительным, его оставляли в горах умирать от холода или сбрасывали со скалы и забывали. Преодолев это первое препятствие, Брасидас наслаждался полунормальным детством до семи лет, когда его вырвали из рук матери и бросили в агелу или буай, или стадо мальчиков примерно его возраста. Это разрушило семейные узы и заставило молодого Брасида считать своих товарищей своей семьей. Этих мальчиков почти не кормили. Это заставило их привыкнуть к голоду и побудило их охотиться, добывать пищу или воровать, чтобы прокормить себя. Воровать не запрещалось, но быть пойманным строго наказывалось.

Примерно в 12 лет Брасидас столкнулся со странным обрядом посвящения. Ему и другим мальчикам из его агелы пришлось украсть медовые лепешки с алтаря Артемиды. Алтарь охраняли старшие мальчики с плетками. Чтобы достичь своей цели, Брасидас должен был преодолеть свой страх и столкнуться с цепами. Столетия спустя римляне преодолели сотни миль, чтобы стать свидетелями этого странного события.

После этого обряда посвящения Брасидасу дали единственный предмет одежды, который у него был на целый год, — кроваво-красный плащ, называемый фойникос. Примерно в то же время ожидалось, что Брасидас выберет одного из старших мальчиков, которые только что избили его, для завершения образования. Этот старший мальчик познакомил Брасидаса со своим воинским обществом, с которым он ел, спал, тренировался и сражался. Он служил наставником, учителем, товарищем и любовником, еще крепче привязывая Брасидаса к своей когорте фаланги.

Жизнь спартанского воина

В 18 лет Брасидас перешел на пайдиско. Как падискос, он будет служить в качестве военного резерва. Чтобы утолить его жажду крови, спартанцы сделали его членом Криптеи, или тайной полиции. Эти молодые люди шпионили за илотами, иногда убивая их, чтобы запугать.

В 20 лет Брасидас считался мужчиной и поступил на полную военную службу. Ему было предложено найти жену и начать делать детей, но от него по-прежнему требовали жить в бараке среди своей когорты. Только в 30 лет Брасидас был уволен с действительной военной службы, хотя в случае необходимости он все еще служил бойцом запаса. Ему разрешили покинуть казарму и жить с женой и детьми. Ему также дали право голоса на Спартанском собрании. Это собрание имело решающее слово во всех государственных делах.

Если бы он дожил до 60 лет, Брасидас мог быть избран на место в Совете старейшин, коллегии из 28 судей, которые служили пожизненно. Этот совет принял решение о мерах, за которые проголосовало Собрание, дав им хорошую степень власти Спарты, хотя было также два царя, которые служили военными и религиозными лидерами страны. Деятельность королей и Совета также подчинялась Эфорам, группе мужчин, ежегодно избираемых Собранием для наблюдения за правительством.

Подобно Брасиду, каждый спартанец первую половину жизни тренировался и сражался, а вторую половину правил. Поскольку все население ничего не делало, кроме обучения, борьбы и правления, мы должны задаться вопросом, как спартанцам удавалось прокормить себя.

Структура спартанского общества

Чтобы поддержать это воинское общество, Ликург создал кастовую систему. На вершине этой системы были спартиаты: класс воинов и единственный класс с правами гражданства и политической власти.

Внизу системы находились рабы, не имевшие никаких прав, и илоты, представлявшие собой более широкий рабочий класс. Илоты были рассеяны по сельской местности и были не столько рабами, сколько крепостными, связанными со своей землей и торговлей на службе у спартанцев. Это освободило спартиатов от необходимости кормить, одевать и укрывать себя, позволяя им сосредоточиться на войне. Но даже у илотов были некоторые права. Они могли зарабатывать деньги и даже могли купить себе свободу, но не могли служить в армии и, следовательно, не имели политической власти, несмотря на то, что составляли большинство населения.