Узнайте историю греческих городов-государств и их значение в древнем мире. Узнайте о системах правления в греческих городах-государствах, их структуре и концепции демократии.

Греческие города-государства представляли собой совокупность городов, возникших в первые века письменной цивилизации. Они были уникальными в древнем мире, потому что они не объединялись в более крупные империи, такие как их шумерские и египетские. Разделенный горной географией материковой Греции, каждый город-государство развивал отдельные культуры с несколькими основополагающими сходствами. Хотя цивилизации возникли в Греции еще в 2000 году до нашей эры, греческие города-государства впервые приобрели известность около 700 года до нашей эры. В этот момент эллинизм, охватывающий греческую политику, религию и культуру, оставался существенным связующим звеном городов-государств, которые отличались по правящей структуре и иерархии. Эти отдельные города постоянно воевали друг с другом, за исключением случаев, когда внешние захватчики, например персы, угрожали их образу жизни в начале 400-х годов до нашей эры. Позже внутренние грецкие конфликты ослабили материк, и он попал под контроль македонцев к середине 300-х годов до нашей эры, и римлян столетие спустя. После этого греки были физически завоеваны итальянской державой, но продолжали оказывать влиение на мир через искусство и политику.

Древнегреческие города-государства

Города, также известные как полисные города-государства, росли как отдельные правящие образования, не подотчетные какой-либо более крупной империи. Понятие полиса является основополагающим для современного понимания, поскольку из него происходят слова, включающие политику, полицию и даже вежливость, которые относятся к гражданам цивилизованного сообщества. Наиболее влиятельные города-государства стали торговыми центрами, прежде чем в конечном итоге сами стать центрами торговли и культуры. Каждый полис имел уникальные правящие структуры и образ жизни, в то время как их географическое разделение делало их чрезвычайно самостоятельными и гордыми своими уникальными культурами.

карта древней Греции

Карта Древней Греции, разделенная по регионам. Дельфы, Фивы и Афины сгруппированы вместе в центре, а Коринф на перешейке соединяет южный регион Пелопоннес со Спартой в его центре.

Примеры греческих городов-государств

Первым греческим городом-государством были Фивы, которые возникли в центральной Греции за столетия до своих собратьев. Он процветал во время бронзового века вместе с микенцами, а затем снова во время Золотого века 500-х годов до нашей эры. Она образовала конфедерацию с окружающими городами и неоднократно воевала с Афинами. Этот второй город-государство, пожалуй, самый известный из его собратьев, переживших ранние нападения и развивающих свою собственную культуру к 700-м годам до нашей эры. Афины разработали законы, защищающие демократию или власть народа, бдительно охраняемой системой прямого соперника Афин была система Спарты, чья конституция и военная направленность способствовали репутации греков как умных воинов. Коринф и Дельфы также были ключевыми городами-государствами. Коринф пользовался богатством из-за своего центрального торгового местоположения, в то время как Дельфы имели глубокое религиозное значение как место расположения оракула и святыни бога Аполлона.

Древнегреческие города

Древнегреческий город был центром власти в отдельных городах-государствах. Центральный город каждого полиса содержал агору для общественных зданий, включая храмы и правительственные сооружения, и был построен на вершине акрополя или центрального холма. Лидеры каждого города-государства собирались в агоре, будь то цари и члены совета Спарты или мужчины, голосующие граждане Афин. Пантеон богов оставался важным для обычных граждан, которые также собирались в центральной агоре, чтобы предложить поклонение своим богам после серии ритуалов очищения. Рынок в Агоре также предлагал фонтаны для воды и рынок для торговли. За пределами городов у фермеров были сады для винограда и фермы для оливок и инжира, которые лучше подходили для каменистой почвы материка.

Руины Афинской Агоры

Руины Афинской Агоры, которая функционировала как рынок и центр торговли и культуры в акрополе.

Географические регионы 

Город-государство Фивы, будучи старше остальных, развивался в центральной Греции и был окружен равнинами. Эта земля была пригодна для сельского хозяйства, так как хорошо орошалась местными водными источниками. И наоборот, Афины были расположены на полуострове, окруженном горами и морем, что давало ему естественную защиту от захватчиков и географию для его обширного военно-морского флота. Существование этого флота также имело решающее значение для торговли, особенно в продовольственных товарах, так как естественная местность не поддавалась земледелию. Наконец, Спарта не только имела горную защиту, как Афины, но и имела доступ к рекам для воды и Лаконской равнине, что позволило городу-государству удовлетворить свои сельскохозяйственные потребности. Конечно, рабочие были низшими классами.

Правительство 

Греческие города-государства не имели единой формы правления. Их руководящие структуры были столь же разнообразны, как и сами города-государства. У большинства была какая-то форма олигархии, где несколько элит правили остальными. Спарта была среди них, имея как совет, так и двух царей, которые специально контролировали военные вопросы. Эта организация особенно примечательна тем, что город-государство определял себя завоеванием. Самой уникальной формой правления во всем эллинистическом мире была демократия или правление народа. Эта форма возникла сначала в представительной демократии, затем в прямой демократии. Многие из опор демократического движения сохранились до современной эпохи.

Как греческие города-государства применяли демократию?

Принятие Афинами демократии было практически беспрецедентным в древнем мире. После долгого недовольства олигархией афинский народ разработал новый метод управления, при котором народы каждого региона голосовали за своих представителей в афинском собрании. Эта более ранняя форма была представительной демократией, предком нынешней системы в Соединенных Штатах и большинстве стран на Западе, где люди выбирают политиков, чтобы говорить от их имени. Однако только несколько десятилетий спустя афиняне начали практиковать прямую демократию, где люди сами голосовали по каждому вопросу. Этот тип участия в современных демократиях существует только на небольших форумах, например, когда граждане сообщества голосуют непосредственно по вопросам, связанным с их школьными советами или налоговыми сборами. В действительности афинская демократия включала только землевладельцев-мужчин, хотя ее принцип голосования остается новаторским в истории права.

Сравнение греческих городов-государств

Таким образом, мы можем видеть, как горная география Греции препятствовала объединению единого греческого царства и поддерживала независимость греческого полиса. Каждый полис был яростно независимым, со своими обычаями, своими мифами и своими праздниками. При таком разнообразии трудно делать какие-либо обобщения о них. Тем не менее, есть некоторые общие черты греческих полисов.

Во-первых, все они говорили по-гречески. Это может показаться само собой разумеющимся, но во многих месопотамских империях были подданные, говорящие на полудюжине разных языков. Греческие полисы также поклонялись одному и тому же пантеону богов, хотя и по-разному. Все они знали одни и те же мифы, хотя у каждого полиса были свои мифы. И все они признавали некоторые места святыми, как Олимпия и Дельфы; хотя у каждого полиса также были свои святые места. Значение этих святых мест в объединении греческой культуры невозможно переоценить; они предоставили грекам места для встреч и состязаний без кровопролития. Несмотря на свою изоляцию, греческие города-государства имели общий язык, общую религию и общие святые места.

Однако общие ценности греческой культуры уходят еще глубже. Есть еще три общие черты греческих городов-государств, которые являются исключительно греческими. Их можно обобщить с помощью трех C:

  • конституции
  • колониализм
  • соревнование

Конституции

Каждый греческий полис имел конституцию. Хотя эти конституции сильно различались от одного полиса к другому, тот факт, что каждый полис чувствовал, что им нужна систематизированная система правления (та, которая справедлива как для высших, так и для низших), свидетельствует об эгалитарном духе всех греческих полисов. Однако мы должны помнить, что этот дух равенства ограничивался гражданами данного полиса и не распространялся на чужаков.

Колониализм

Еще одна общая черта различных греческих полисов — колониализм. Поскольку в гористой местности Греции было мало пахотных земель, процветающий полис быстро перерос свою ограниченную окружающую сельскую местность. По мере роста населения необходимо было искать новые источники пищи. Спартанцы решили эту проблему, завоевав и поработив своих соседей. Это стало возможным благодаря относительной равнинности Пелопоннеса по сравнению с остальной Грецией. У большинства греческих полисов такой возможности не было; вместо этого они основали колонии в другом месте.

Используя Средиземное море в качестве торгового пути, греческие полисы могли перевозить урожай за сотни миль, чтобы прокормить растущее население дома. И наоборот, колонии позволяли полису переселять часть своего населения в другое место и, таким образом, уменьшать скученность. Наконец, основание колоний на стратегических позициях позволяло городам-государствам контролировать торговые пути и расширять свое влияние. В результате греки основали колонии от Малой Азии до Пиренейского полуострова. Действительно, Южная Италия была настолько густо заселена греками, что римляне позже назовут Южную Великую Грецию или Великую Грецию.

Соревнование

Возможно, самой важной объединяющей чертой греческой культуры была их одержимость конкуренцией. Греки всегда хотят найти лучших в каждой области: лучшего гончара, лучшего драматурга, лучшего спортсмена, лучшую конституцию, лучший полис. Чтобы определить победителей, греки провели бесчисленное количество соревнований всех уровней.

От местных судебных дел, которые читаются как школьные конкурсы речей, до панафинских театральных фестивалей, в которых граждане всей Аттики соревновались в Афинах. К Всегреческим Олимпийским играм, спортивным соревнованиям между всеми греческими полисами в священном городе Олимпия. К общеэллинскому святилищу Аполлона в Дельфах, где греческие полисы пытались затмить друг друга богато украшенными сокровищницами, полными щедрых пожертвований оракулу.

Хотя это соперничество может показаться разделяющей силой, на самом деле оно действовало прямо противоположным образом, объединяя разрозненные греческие полисы. Хотя каждый полис считал свою систему правления и свой образ жизни лучшими, они не просто утверждали свои убеждения как факт. Вместо этого греки проверяли свои конкурирующие точки зрения с помощью конкурсов, игр и фестивалей. Это открытое соревнование идеалов позволяло соперникам уважать и даже восхищаться друг другом, а не просто ненавидеть друг друга.

Резюме урока

Мы видели, как география Греции поддерживала независимость греческих полисов. Мы также видели, что хотя греческие полисы были крайне независимыми, у них все же было много общего. Уникальная природа греческих полисов становится совершенно очевидной, если мы сравним их с месопотамскими городами-государствами Ассуром и Вавилоном.

Как и греческие полисы, Ассур и Вавилон говорили на общем аккадском языке. Тем не менее, хотя у них также был общий пантеон, в отличие от греков, у них не было согласия в отношении общих святых мест. Каждый был более чем готов сжечь храмы другого дотла, поскольку они соперничали друг с другом за религиозное превосходство. Не имея нейтральной территории для встреч, у них не было панмесопотамских состязаний, которые могли бы свести их вместе.