Что такое афинская демократия? Исследуйте роль Солона и Клисфена в установлении демократии в Афинах.  

Древняя Греция видела много философских и политических изменений вскоре после окончания бронзового века. Сразу после краха бронзового века и в начале Темного века большая часть Древней Греции стала управляться олигархиями. С середины темных веков и до конца классического периода греческие города-государства, такие как Афины, исторически стали центрами новой философской и политической мысли для своего времени. Одной из таких новых идей была афинская демократия. Но что такое афинская демократия?

Афинская демократия была формой прямой демократической системы правления в древних Афинах, которая возникла и продолжалась с 460 по 320 год до нашей эры. Афинская демократия была не единственной греческой демократией, но находится в центре внимания этого урока. Говорят, что идеи, которые заложили основу афинской демократии, исходят от афинского государственного деятеля и законодателя по имени Солон около 594 года до нашей эры. Тем не менее, только после реформ, проведенных Клисфеном, демократия действительно установилась в Афинах около 508 года до нашей эры. Итак, какой же была система до Солона? И что именно сделал Солон и почему?

Путь к демократии

До греческой демократии и в начале темных веков Грецией правили олигархи и тираны. Афинами и другими городами-государствами управляли группы главных магистратов или архонтов, а также ареопаг или бывшие архонты. Эти правители почти всегда были аристократами. Одним из таких законодателей был Драко, который создал письменные законы, исполняемые судами. Законы, которые он установил, были, как правило, строгими и часто ассоциировались с суровыми наказаниями, и именно из этого исходит критика законов, как драконовских. Например, некоторые драконовские конституции включали возможность кредиторов принуждать должников к рабству и либеральное применение смертной казни за незначительные преступления, такие как воровство.

Солон Афинский

Драконовские законы и политические силы существовали в Греции в основном до тех пор, пока человек по имени Солон не был назначен архонтом на основе его предыдущих достижений в качестве командира во время войны между Афинами и Мегарой. Солон посещает Дельфийского оракула, который провозглашает ему, что у него много союзников и он внесет долгосрочные изменения в Афины.

Когда Солон был назначен архонтом, большая часть сельскохозяйственных земель была сосредоточена под контролем небольшой аристократии. Было также много экономических проблем в Афинах. Солон смог решить экономические проблемы Афин, поощряя строительство торговли оливковым маслом. Однако Солон и другие видели необходимость в реформе в отношении земель, сосредоточенных в руках немногих.

У многих граждан не было другого выбора, кроме как работать в качестве иждивенцев на этой земле, потому что она была настолько концентрирована. Зависимые фермеры или гектеморы должны были платить долю урожая, который земля давала владельцу этой земли. Если эта доля или долг не могли быть выплачены, драконовские законы позволяли многим гражданам стать жертвами того, чтобы стать рабами аристократических кредиторов. Солону было специально поручено быть посредником в этой проблеме и долговом кризисе, который происходил. Солон решил списать почти все долги гектеморов. Фермерам также разрешалось владеть землей, на которой они работали; и людям, самим себе или семье больше не разрешается использовать их в качестве обеспечения займов. Это остановило бедных рабочих от сползания в долговую ловушку рабства. Рабочие, ранее попавшие в рабство, также были освобождены. Все это произошло около 594 г. до н.э.

После Солона, в 561 году до нашей эры, тиран по имени Писистрат избран к власти во время зарождающейся демократии. Он оставался у власти до самой смерти, а его сыновья Гиппий и Гиппарх взяли власть в свои руки и начали строгое правление. Тиран отличается от короля тем, что он избирается.

Клисфен: создатель демократии

Во время правления Гиппия государственный деятель Клисфен был сделан архонтом около 525 года до нашей эры. Однако Клисфен был отправлен в изгнание, когда впал в немилость королевской семьи. В изгнании Клисфен убеждает Спарту отстранить Гиппия от афинской власти, утверждая, что имеет поддержку дельфийского оракула. После свержения Гиппия Клисфен конкурировал за политическую власть с аристократами во главе с Исагором, который первоначально изгнал его. Исагор ненадолго получил политическую власть как архонт и изгнал Клисфена из Афин с помощью спартанцев. Тем не менее, Клисфен получил народную поддержку со стороны граждан Афин с его новыми идеями, которые смогли остаться навязанными.

Когда Исагор и аристократы ушли с дороги, Клисфен привил свои реформы в 508 году до нашей эры. Его реформы включали реорганизацию гражданского органа Афин в одну из 139 местных единиц или демои. А некоторые граждане демои были демосами и имели равные политические права, свободу слова, а значит, и возможность говорить непосредственно на политической арене.

Исагор проигнорировал реформы Солона. Он покончил с генеральной ассамблеей и ввел новую и явно не афинскую систему правления, в которой несколько аристократических семей обладали абсолютной властью.

Лишенный своего собрания, афинский народ пришел в ярость. Но Клисфен не смог собрать армию, чтобы изгнать спартанцев и аристократов из города. Не имея благородства, которое могло бы их спасти, жители Афин взяли дело в свои руки. Они восстали, осадили своих лидеров и казнили их. Чтобы сформировать новое правительство, они вызвали Клисфена из его изгнания и предоставили ему свободу правления для завершения его прерванных реформ. Опираясь на поддержку афинян, Клисфен создал первое народное правительство, созданное народом и для народа. Результатом стала первая в мире демократия.

Клисфен

Чтобы окончательно сломить власть афинских аристократических семей и объединить разрозненные регионы Аттики, Клисфен разделил афинское население на новые племена. Эти племена охватывали разные регионы и порвали традиционные связи с могущественными семьями. Лояльность больше принадлежала не местному лорду, а своему племени, и это племя представляло собой срез Афин, как по месту жительства, так и по богатству.

Клисфен

Чтобы гарантировать, что ни один амбициозный аристократ не сможет снова вмешаться в управление государством, Клисфен изобрел политику остракизма. Раз в год афинский народ мог изгнать одного гражданина, будь он слишком могущественным, слишком опасным или просто слишком непопулярным. Имущество изгнанного гражданина было сохранено, и ему было разрешено вернуться через 10 лет. Таким образом, если люди думали, что кто-то может выставить себя тираном, они вежливо просили его уйти, и по закону он был обязан повиноваться.

Таким образом, защитив свое новое демократическое государство от аристократии, Клисфен передал управление государством в руки афинского общего собрания, в котором каждый гражданин, независимо от места жительства или богатства, имел только один голос. Старые должности архонта, а также старый совет ареопага были сохранены. И все же их сила была значительно уменьшена. Предложение мер, обсуждение, даже выборы архонтов были переданы на рассмотрение генеральной ассамблеи. Старому олигархическому ареопагу почти ничего не оставалось делать, кроме как давать советы и наблюдать за судебными процессами по делам об убийстве, государственной измене и религии, хотя даже тогда окончательный вердикт оставался за ассамблеей.

Эта прямая демократия была беспрецедентной в истории. Конечно, другие города-государства включали в себя некоторые демократические элементы, но они обладали небольшой политической властью, действуя как советы, которые лидеры могли легко игнорировать. Даже общее собрание спартанцев было ограничено лишь небольшим процентом населения, и они голосовали только за меры, предложенные им их олигархическим советом старейшин.

Афины были чем-то новым и захватывающим. Это апеллировало к отчаянно независимому характеру греческой культуры. Тем не менее, другие города-государства предполагали, что этот эксперимент вскоре приведет Афины к разорению. Как могла неосведомленная толпа надеяться управлять самой собой? Спартанцы поддерживали свою систему с помощью жестокого социального программирования и безжалостного милитаризма. Однако даже эта сильно стратифицированная система находилась под постоянной угрозой восстания рабов и могла быть подорвана внешними идеями. Если спартанцы едва могли удержать свою систему в целости, то какие шансы были у радикальной системы демократии афинян?

И все же Афинам не удалось разорвать себя на части. Предоставив каждому гражданину долю в государстве, афиняне добились единства и целеустремленности, которые спартанцам не удалось создать с помощью тренировок и террора. В то время как спартанская цивилизация пребывала в застое, Афины процветали, накапливая богатство и власть, пока не превратились во вторую сверхдержаву региона: свободный, демократический противовес жесткой, олигархической культуре спартанцев. Была подготовлена сцена для конфликта, который поставил бы Афины и Спарту на грань уничтожения.