Минойская культура рассеялась по Всему Средиземноморью во время бронзового века около 2700 г. до н.э., и сэр Артур Эванс обнаружил доказательства их существования в 1900 году на острове Крит. Узнайте о минойском обществе, включая торговлю, искусство и письменность, дворцовую систему и три теории того, что вызвало упадок минойской цивилизации в 15 веке до нашей эры.
Миф о Тесее и Минотавре
Древние афиняне рассказывают историю о герое по имени Тесей. В этой истории город Афины должен был послать юношей и девиц в землю Миноса, к царю Крита. Там несчастные молодые люди будут брошены в Лабиринт, подземный лабиринт, населенный ужасным монстром, получеловеком, наполовину быком, по имени Минотавр. Согласно мифу, Тесей убил Минотавра и освободил Афины от жестокой дани царя Миноса.
Как и история Трои, большинство людей в современную эпоху считали эту сказку полной выдумкой. Тем не менее, один парень, исследователь и археолог по имени сэр Артур Эванс, не был так уверен.
Сэр Артур Эванс
В 1900 году сэр Артур Эванс начал копать на острове Крит, в месте, известном как Кносс. В ходе своих раскопок Эванс обнаружил огромный комплекс взаимосвязанных комнат, очень похожий на лабиринт или лабиринт. Дворец был украшен символическими бычьими рогами, известными как Рога Посвящения. Копнув глубже, Эванс обнаружил тронный зал и настенные росписи быков и прыгунов с быками.
Сэр Артур Эванс обнаружил Кносский дворец.
Воображение Эванса сразу же обратилось к мифу о Тесее. Все было! Лабиринт. Бычьи рога и картины должны быть там, где афиняне получили представление о Минотавре. Тронный зал должен принадлежать королю! Эванс пришел к выводу, что это должен быть дворец короля Миноса. Он назвал людей, которых он обнаружил минойцами, в честь этого мифического царя.
Когда Эванс продолжал копать, он нашел другие вещи, в том числе записи, написанные на глиняных табличках. Давайте рассмотрим многие открытия Эванса одно за другим и посмотрим, что они могут рассказать нам о минойской цивилизации.
Дворцовая система
Начнем с самого дворца. Кносс является лишь одним из примерно полудюжины таких дворцов на острове Крит. Термин «дворец» может быть чем-то неправильным. Дворец подразумевает частную резиденцию для лорда или короля. Тем не менее, царские покои составляют лишь небольшую часть всего комплекса в Кноссе, который, по-видимому, был почти полностью посвящен хранению. Анализ черепков керамики показал, что минойские дворцы были, по сути, массивными складами, куда приносили сырую пищу для обработки и хранения. В этом свете дворец в Кноссе больше похож на заросший погреб, чем на резиденцию королей.
Итак, для чего минойцы собирали всю эту пищу? Есть два очевидных ответа: они, возможно, собирали продукты питания и другие товары для хранения в случае катастрофы или вторжения. Они также, возможно, собирали его для торговли.
Минойская торговля
Есть веские доказательства того, что минойцы были в первую очередь торговым народом. Минойская культура, похоже, действительно взлетела в раннем бронзовом веке, около 2700 г. до н.э., и быстро распространилась по всему Средиземноморью. Археологи обнаружили минойские изделия по всему побережью Средиземного моря, от Египта до Испании. Их наиболее важными торговыми товарами, по-видимому, были шафран, желтая специя, все еще очень ценимая сегодня, и олово, которое при смешивании с медью создает бронзу. Это может помочь нам понять, почему минойская цивилизация процветала в бронзовом веке и пала от славы во время железного века, когда бронза, а значит, и олово, больше не были нужны в таких количествах.
Наиболее важными торговыми товарами для минойцев, по-видимому, были шафран и олово.
Минойцы, похоже, построили что-то вроде торговой империи; они создали форпосты на островах по всему Средиземноморью, включая острова Тера и Родос и Киклады. Они также основали аванпосты на материковой Греции.
Минойское письмо: Линейное А
Управление торговой империей требует многого - в первую очередь это организация. Такая организация невозможна без письменности. Минойцы прошли через пару систем письма, прежде чем запустить процесс. Они, по-видимому, начали с формы иероглифов, заимствованных у египтян. Позже они подхватили форму финикийского алфавита, которую Эванс назвал линейной А. Линейная А позже породила Линейную В, первую систему письма, найденную среди греков.
Поскольку мы очень хорошо знаем греческий язык, ученые смогли перевести линейное письмо B вскоре после его открытия. Тем не менее, у них было гораздо больше проблем с линейным А. Предполагая, что символы в греческом линейном B представляют те же звуки в минойском линейном А, мы на самом деле имеем смутное представление о том, как звучал минойский язык. К сожалению, до сих пор никто не смог разобраться в минойском языке. Линейное А остается одной из непреходящих загадок классического мира.
Минойское искусство
Историки предложили широкий спектр интерпретаций минойского искусства, и немногие из них сходятся в едином мнении. Поэтому я покажу вам характерные примеры минойского искусства и оставлю интерпретацию на ваше усмотрение.
Минойцы оставили нам великолепные фрески. Большинство из этих фресок просто красивы, как эта фреска с дельфинами, эти дамы и этот пейзаж, похожий на доктора Сьюза. Тем не менее, некоторые из этих фресок информативны, например, эта фреска, изображающая минойцев, плывущих с одного острова на другой, подтверждает то, что мы уже знаем о минойской торговле, или эта фреска из Санторини, изображающая минойских женщин, собирающих крокусы для сбора шафрана.
Другие фрески вызывают больше вопросов, чем ответов, например, фреска с изображением мужчины в церемониальном головном уборе. Он царь, священник, жертва? Мы не знаем.
Еще больше сбивает с толку эта знаменитая фреска с изображением минойских мужчин и женщин, явно прыгающих со спины разъяренного быка. Был ли это спорт, обряд перехода или какая-то глубоко религиозная церемония? Мы просто не знаем. Единственное, в чем мы уверены, так это в том, что белые фигуры должны представлять женщин, а красные — мужчин.
Фреска с изображением прыгуна с быком подводит нас к одному из наиболее легко узнаваемых аспектов минойского искусства: быку. Другой - топор. Эти два символа, бык и топор, снова и снова появляются в минойском искусстве.
Помимо бычьих рогов, украшающих стены минойских дворцов, и фресок, которые мы видели, минойцы также изображали быков в церемониальных сосудах и даже в маленьких фигурках. Еще более распространен минойский топор, или, как его еще называют, лабрис. Он проявляется в украшениях, церемониальных головках топоров, рельефных скульптурах и даже в грубых символах, высеченных в камне. Как я уже упоминал, мы не уверены, что означают все эти быки и топоры, не больше, чем мы уверены, как читать линейное письмо А. История минойской цивилизации пронизана такими загадками. И все же, возможно, самая большая загадка минойцев заключается в следующем: что с ними случилось?
Крах минойской цивилизации
После более чем тысячи лет господства в морях восточного Средиземноморья минойская цивилизация резко пришла в упадок около 1450 г. до н.э. Археологи расходятся во мнениях относительно того, что вызвало этот упадок. Некоторые утверждали, как мы отмечали выше, что с наступлением железного века люди больше не нуждались в таком количестве бронзы, и поэтому рынок минойского олова сократился, а вместе с ним и минойцы.
Другие связывают падение минойской цивилизации с подъемом микенской цивилизации, которая через несколько десятилетий стала господствовать на острове Крит. Эти историки склонны описывать минойцев как мирных детей цветов, побежденных воинственными микенцами.
Тем не менее, наиболее популярным объяснением исчезновения минойцев является катастрофический взрыв вулканического острова Тера, современного Санторини. Там, где когда-то стоял этот вулкан, теперь нет ничего, кроме огромной пропасти, одной из самых глубоких точек во всем Средиземноморье. Взрыв такой силы мог вызвать цунами эпических масштабов, которое обрушилось бы на остров Крит, находящийся менее чем в ста милях от него.
Тем не менее, ни одно из этих объяснений не было доказано, и поэтому крах минойской цивилизации, как и их искусства, их письменности и большей части их цивилизации, остается загадкой по сей день.