Все мы интуитивно знаем, что студенты, которые подходят к предмету или учебной задаче с позитивным настроем, с большей вероятностью будут учиться лучше, чем те студенты, которые придерживаются негативного отношения.
Исследования также говорят нам, то, что мы говорим и делаем, как учителя, оказывает большое влияние на обучение учеников.
Хотя нет ничего удивительного в необходимости поощрять и развивать позитивное отношение учащихся, может показаться удивительным то, что многие из нас открыто не планируют этот важный аспект обучения. Большая часть нашего планирования ограничивается учебным планом, ресурсами и оценкой.
Взаимосвязь между отношением студентов и обучением сложна и является предметом буквально сотен, если не тысяч исследований, посвященных мотивации студентов. Роберт Марцано и его коллеги в работе « Измерения обучения» синтезировали большую часть этого исследования, чтобы предоставить учителям практическую модель, отражающую то, что известно о том, как учащиеся учатся.
Результатом этого и аналогичных обобщений за последние несколько десятилетий является то, что мы знаем некоторые важные вещи о том, как отношение учащихся влияет на обучение и как мы можем способствовать формированию положительного отношения к учебе у всех учащихся.
Связывая исследование мотивации с практикой учителя, Марцано и др. Определили шесть элементов, которые при обращении помогают учителям преодолевать критические условия, необходимые для обучения. С точки зрения учащегося, их лучше всего сформулировать как вопросы. Чувствую ли я себя принятым? Мне комфортно? Могу ли я ошибаться? Эта информация мне полезна? Я могу это сделать? Знаю ли я, что ожидается?
Обращая внимание на шесть вопросов в процессе планирования, мы можем создать учебную среду и задачи, которые помогут всем учащимся развить отношение, способствующее обучению.
Чувствую ли я себя принятым?
Вспомните случай, когда кто-то вспомнил ваше имя после короткого разговора. Как вы себя при этом почувствовали?
Когда кто-то обращает на нас внимание или пытается с нами познакомиться, положительный эффект может быть мощным.
Потребность чувствовать, что окружающие ценят и принимают их, особенно важна для учащихся в классе. Если ученики чувствуют, что их учитель и одноклассники принимают их, они с большей вероятностью подадут заявку, будут участвовать в обсуждениях в классе и меньше отвлекаться.
Мы можем помочь ученикам почувствовать себя принятыми в классе посредством, казалось бы, тривиального, но очень важного поведения, например:
- неформальные беседы со студентами в классе и за его пределами об их интересах;
- приветствовать студентов по имени, когда они входят в класс;
- вопросы планирования, которые позволят всем учащимся добиться успеха;
- мониторинг нашего собственного отношения к ученикам, чтобы развивать и поддерживать позитивные отношения с каждым учеником в классе;
- признание и обеспечение индивидуальных интересов студентов;
- положительно отвечать на отзывы студентов; а также использование стратегий совместного обучения для поощрения взаимодействия и сотрудничества студентов.
Одна учительница английского языка поделилась со мной опросом, который она предложила своим ученикам заполнить в начале учебного года. В ходе опроса студентов попросили рассказать ей о ряде личных интересов и целей. Вопросы включали: «Что бы вы делали, если бы у вас был свободный час прямо сейчас?» «А как насчет свободных пяти часов или выходных?» «Какой комментарий к отчету вы бы больше всего хотели получить?» «Если бы вы могли выбрать карьеру прямо сейчас, что бы это было?» «Какой твой любимый шоколад?»
В течение первых 20 минут первого урока учебного года учительница получила ценную информацию о мотивации каждой ученицы в каждом из ее классов. Затем она спланировала учебные задачи и взаимодействие учителя и ученика в течение года в областях, представляющих интерес учеников.
Хотя опрос учеников и итоговые стратегии учителей могут показаться простыми, они стали мощным сигналом для всех учеников об уровне заботы и интереса учителя к каждому ученику. Было замечательно наблюдать, как любимый шоколад, подаренный ученику на день рождения, повлиял на его мотивацию. Точно так же было замечательно видеть удовольствие, испытываемое учеником и учителем, когда наиболее желаемый комментарий студента можно было использовать в школьном отчете в конце семестра. Было ясно видно влияние этих стратегий на обучение студентов, когда те же самые занятые английским студенты отвлекались на других классах.
Мне комфортно?
Обеспечение комфортной и упорядоченной среды обучения может иметь такое же важное значение для успеха учащегося, как любая стратегия обучения или образовательный инструмент. Если учащиеся чувствуют себя комфортно, они меньше думают об окружающей среде и больше времени уделяют учебной задаче.
Задача состоит в том, чтобы создать комфортную среду обучения для всех учащихся, когда у людей разные стандарты комфорта. То, что может быть стимулирующим для одного ученика, например, яркий плакат в передней части комнаты, может отвлекать другого. Точно так же некоторые студенты могут предпочесть работать в группах, а другие предпочитают работать в одиночку.
Если мы хотим создать среду, способствующую обучению, мы должны работать со студентами, чтобы определить стандарты комфорта. Стратегии создания ощущения комфорта и порядка могут включать:
- приглашение студентов к принятию решений об организации занятий;
- проведение регулярных и организованных мероприятий, предполагающих физическое движение;
- предлагая сочетание классного, группового и индивидуального обучения;
- следить за своим отношением, чтобы сознательно привнести в класс позитивный тон;
- обеспечение соответствующей мебелью, рассадкой, комнатной температурой, звуком, запахом и освещением; а также попросить учащихся определить и описать личные стандарты комфорта и порядка в рамках социально приемлемого поведения.
Чтобы ученики чувствовали себя комфортно, они также должны чувствовать себя в безопасности. Этого можно достичь, когда ученики знают, чего ожидать, и когда они чувствуют, что их принимают одноклассники и учителя. Стратегии включают:
- четкое определение правил и процедур в классе;
- приглашение студентов для обсуждения правил и процедур, которые они считают подходящими;
- поддержание визуального отображения процедур класса;
- предупреждение учеников об изменениях в распорядке дня; а также создание позитивной, благоприятной среды для всех учащихся, дав им понять, что вы заботитесь об их благополучии.
Нам нужно адаптировать нашу учебную среду к студенческим стандартам комфорта, а не ожидать, что студенты будут приспосабливаться к нашему восприятию комфорта. При подходе к обучению, ориентированном на учащихся, учителя полагают, что те, кого они учат, формируют то, как они преподают.
Могу ли я ошибаться?
Ошибки необходимы в любом обучении. Никто никогда не учился серфингу, не упав. Ошибки дают направление и возможности для улучшения. Как еще мы узнали бы, что нам нужно узнать?
Несмотря на важность ошибок, учащимся может быть трудно принять ошибки как положительный шаг в процессе обучения. Студентам может быть трудно не воспринимать комментарии о своей работе как комментарии о них.
То, как мы реагируем на ошибки учеников, становится ключевым элементом в создании чувства безопасности. Как инструктор по серфингу с начинающим серфером, мы хотим, чтобы наши ученики знали, что падать - это нормально. Фактически, чем больше они падают, тем лучше становятся серфингистами.
Студенты более склонны ошибаться, когда мы:
- подчеркивать аспекты неправильного ответа, которые являются правильными, и признавать, когда ученик движется в правильном направлении;
- дать рекомендации, чтобы учащиеся могли постепенно придумать ответ;
- дать ответ и попросить учащегося сформулировать ответ своими словами или привести другой пример ответа;
- уважать возможность учащегося сдать экзамен, когда это уместно;
- задавайте вопросы, на которые может не быть одного правильного ответа;
- измените вопрос так, чтобы теперь ответ учащегося был правильным, прежде чем вернуться к исходному вопросу с дополнительной репликой;
- попросите учащегося подробно рассказать о своем ответе, чтобы исследовать причину ответа учащегося, который может быть здравым, даже если у него возникли проблемы с поиском правильного слова для объяснения ответа;
- принять точку зрения студента: «Я тоже так думал»; а также поощрять принятие риска - «Мы ищем именно такое мышление» или «Давайте еще раз взглянем на информацию, чтобы убедиться, что мы на правильном пути».... Многие из описанных здесь стратегий не новы. Наша задача не в том, чтобы знать, что работает для улучшения положительного отношения учащихся, а в том, чтобы спланировать и последовательно применять эти стратегии на практике для формирования положительного отношения ко всем учащимся.
Отношение студентов - это фильтр, через который происходит все обучение. Если мы действительно ценим академические достижения, мы также должны ценить, планировать и реализовывать учебные стратегии, которые улучшают позитивное отношение учащихся. Высокоэффективные учителя не оставляют этот ключевой аспект обучения на волю случая.