Китай имеет давние традиции уважения к образованию. Фактически, существует сильное давление со стороны общества и семьи, чтобы преуспеть в учебе. Это способствовало реформе образования на протяжении всей истории на многих уровнях. В то время как вся страна добилась успехов в сфере образования, Шанхай находится на переднем крае, поскольку он получил особые полномочия экспериментировать с реформой раньше, чем остальная страна. Благодаря недавнему рейтингу PISA 2009, все внимание будет приковано к тому, как проводились эти реформы.
Шанхай, крупнейший город Китая, первым добился стопроцентного зачисления в начальную и среднюю школу. Он был одним из первых, кто добился почти всеобщего посещения средней школы. Также примечательно то, что все студенты в Шанхае, которые хотят получить какое-либо высшее образование, могут это сделать. Во всеобщее образование были вовлечены дети рабочих-мигрантов из сельских районов страны, что составляет 21 процент школьников города. (При населении почти 20 миллионов, это почти четыре миллиона школьников-мигрантов.) В других частях Китая эти дети могут рассматриваться как проблема. Однако Шанхай - это город, подпитываемый мигрантами, и он принял это население и интегрировал этих детей в свои классы.
Система образования Китая изо всех сил пыталась отойти от экзаменационной системы, которая определяет учебный план и приводит к запоминанию фактов для прохождения теста. В 1985 году в Шанхае начался процесс реформ и были введены экзамены, проверяющие применение реальных навыков. Вопросы с несколькими вариантами ответов больше не появляются на городских экзаменах.
Несмотря на реформы, экзамены все еще существуют. По оценкам, 80 процентов учащихся посещают вечерние и выходные «школы с углубленным изучением предметов», чтобы обеспечить успеваемость. Это вдобавок к ежедневным домашним заданиям и внеклассным мероприятиям, что делает жизнь китайского студента слишком насыщенной. Центральному правительству Китая известно об этой общенациональной проблеме, и его новые усилия по реформированию 2020 года призывают к сокращению учебной нагрузки студентов. Шанхай также работает над улучшением образовательного опыта студентов, чтобы они учились, а не просто узнавали множество фактов. Обновленная учебная программа находится в основе этого процесса.
Начиная с 1985 года, в попытке отойти от жесткой системы экзаменов и повысить качество образования, Шанхай начал разрешать студентам проходить курсы по выбору, что привело к появлению новых учебников и материалов. Реализованная в 2008 году новая попытка поощрения студентов к обучению, а не к накоплению знаний, привела к появлению восьми учебных «областей обучения»:
- язык и литература
- математика
- естественные науки
- социальные науки
- технология
- искусство
- физическая культура
- практикум
Затем школам было предложено создать свои собственные учебные программы, а внешние группы, такие как музеи, стали партнерами в образовании. Часть новой учебной программы включает упор на обучение на основе запросов. Студенты самостоятельно исследуют интересующие их темы исследования, чтобы способствовать социальному благополучию, творческому и критическому мышлению и, опять же, обучаться учиться.
Для поддержки новых образовательных изменений были внедрены процессы сертификации учителей. Также повысились требования к профессиональному развитию учителей - учителя в Шанхае теперь должны пройти 240 часов профессионального развития за пять лет. Онлайн база данных предоставляет помощь в разработке и внедрении учебных программ, исследовательских работ и примеров передового опыта. Учителям теперь рекомендуется выделять время для занятий учащихся в классах, а не полагаться исключительно на презентации.
Уроки для США
Одна интересная стратегия, используемая Шанхаем для улучшения слабых школ, - это заказная образовательная программа. В соответствии с этой схемой, наиболее успешным школам назначается слабая школа для управления. «Хорошая» школа пришлет команду учителей и директора, чтобы они возглавили школу и улучшили ее. Это происходило в городе, а также в рамках программы обмена с бедными сельскими школами. Такая система помогает бедным школам и приносит пользу школам Шанхая, позволяя им продвигать учителей и администраторов.
И в Шанхае, и в Гонконге есть четкое понимание того, что образование должно трансформироваться, чтобы идти в ногу с темпами изменений в обществе - и не только текущими изменениями, но и сознательными усилиями, которые были предприняты для учета будущего общества, экономика и образование. Этот дальновидный образ мышления должен повлиять на закон Соединенных Штатов как «Ни одного отстающего ребенка» (NCLB), поскольку десятилетний ребенок скоро получит повторное разрешение.