Онлайн образование в времена COVID-19. Сложный период в в Европе

Пандемия COVID-19 оказала глубокое влияние на общество, и большинство студентов во всем мире столкнулись с закрытием школ и университетов. Студентов оставляли дома на недели, иногда месяцы, в неуверенности и замешательстве. Занятия необходимо проводить ежедневно, иногда по несколько часов в день. Учебным заведениям не оставалось иного выбора, кроме как адаптироваться и немедленно отреагировать на сложившуюся ситуацию. Быстрый переход к дистанционному обучению, реорганизация процессов оценки, а также удаленная поддержка студентов были одними из неожиданных проблем, с которыми учебным учреждениям пришлось столкнуться за очень короткое время.

Неподготовленные системы образования

Пандемия covid и недели, проведенные вне школ и университетов, приводят к серьезным изменениям в системах образования во всем мире. Обучение проводится дистанционно на цифровых платформах. По данным Европейской ассоциации университетов, 95% университетов перешли на дистанционное обучение в какой-то момент во время пандемии. Учителям и студентам, застигнутым врасплох, пришлось измениться и адаптироваться к своей учебной среде. Многие полагали, что ситуация продлится всего несколько недель, прежде чем все в конце концов вернется в нормальное русло. Следовательно, решения, предоставляемые преподавателям и студентам, были скорее “экстренным удаленным решением”, чем реальными средствами онлайн-обучения.

По данным ЮНЕСКО, только 20% стран мира были оснащены онлайн-обучающими устройствами и программами до того, как началась пандемия. Очевидно, что системы школьного образования не были подготовлены в цифровом формате, что свидетельствует об общей слабости европейского цифрового обучения. Фактически, опрос, показал, что только 6% респондентов оценили свою систему образования как готовую к пандемии.

Страны ЕС по-разному реагируют

В Европейском союзе политика в области образования остается исключительной и сильной сферой национальных стран. Поэтому реакция на такие вызовы в странах разная. Например, в Румынии школы были закрыты в среднем на 32 недели в период с 2020 по 2021 год, но только 6 из 10 учащихся получили онлайн-образование. Таким образом, углубляется уже существующее неравенство среди румынских детей. В Великобритании каждый пятый студент не смог получить доступ к онлайн-обучению. Несмотря на то, что университетам и средним школам удалось быстрее адаптироваться, этого было недостаточно.
Некоторые страны, такие как Швеция, оказались более подготовлены к решению этой проблемы. Правительство уже разработало дистанционные и гибридные формы образования до пандемии. Поэтому многие студенты уже были знакомы с платформами онлайн-обучения, но меньше с дистанционным обучением.

Адаптация образовательных инструментов

Платформы видеоконференций, такие как Zoom или Microsoft Teams, демонстрируют беспрецедентный экспоненциальный рост: в период с марта по июнь 2020 года количество команд выросло на 894%. Опрос, проведенный компанией “Statista”, показал, что наиболее часто используемыми платформами студентами были цифровые платформы “Классная комната”.
В Великобритании исследование, проведенное “YouGov” в феврале 2021 года, показало, что видео-уроки в реальном времени остаются на 74% основным инструментом, используемым для обучения, за которым следуют ссылки на веб-сайты, которые использовались в 69% случаев.

В Швеции в исследовании, опубликованном в 2020 году, рассматривалось, какие цифровые платформы чаще всего использовались учителями. Это показало, что платформы видеоконференцсвязи, такие как Zoom, Google Meet и команды, были основными инструментами учителя для онлайн-обучения. Учителя также часто используют предварительно записанные семинары, размещенные на Youtube. Для общения со студентами наибольшей популярностью пользовались групповые работы и обмен заметками, команды и Google Classroom.

Учителя на передовой

Учителя также нуждались в поддержке со стороны своих учебных заведений. Однако в Румынии только 63,4% учителей получали поддержку от своего учебного заведения. В Великобритании Ирландское национальное исследование цифрового опыта показало, что до кризиса 70% преподавателей были совершенно неопытны в онлайн-обучении. Хотя, по данным YouGov, 87% учителей заявили, что получили поддержку от своих учреждений.

Несмотря на относительную неподготовленность образовательных систем, некоторые европейские страны имели больше опыта в области онлайн-обучения. Эти страны, Эстония, Финляндия, Исландия, Латвия, Литва, Швеция и Норвегия решили собрать свои инструменты цифрового образования и поделиться передовым опытом с другими.

Проблемы

После полутора лет дистанционного обучения можно сделать выводы о преимуществах и недостатках онлайн-обучения.

Исследования

Исследование, проведенное Университетом Экс-ан-Прованса для студентов в возрасте от 18 до 25 лет, показало, что 41,1% респондентов заявили, что не могут сохранять концентрацию более 1 часа подряд, в то время как 28,1% затруднились оставаться сосредоточенными более 2 часов. На самом деле, оставшееся внимание оказалось более сложным во время онлайн-занятий, особенно из-за отсутствия человеческого взаимодействия между учителем и учениками и между учениками. Действительно, 74,5% респондентов подтвердили, что они гораздо меньше общаются с другими студентами, чем во время очных занятий.

У студентов также есть ощущение, что участвовать в групповых работах сложно, когда они находятся в Сети. 57% из них подтвердили, что не хотят участвовать в групповых работах из-за невозможности встретиться и обсудить в реальной жизни. Следовательно, отсутствие социальных контактов создает реальное чувство одиночества: 62% студентов согласились, что онлайн-обучение резко сократило социальные взаимодействия. Наконец, несмотря на стремление учителей быстро адаптироваться, 68,7% студентов заметили снижение взаимодействия со своими преподавателями. На учителей также оказало глубокое влияние внезапное изменение их привычек преподавания. Хотя, на позитивной ноте, некоторые учителя утверждали, что ситуация побудила их стать более творческими и инновационными в своих методах преподавания.

Технологическое неравенство

Во-первых, меньшинство студентов в Европе не имеет доступа к приличному подключению к Интернету, что делает онлайн-обучение недоступным для людей, живущих в бедности. В Румынии 19% студентов, проживающих в сельской местности, не имеют доступа к Интернету, а 10% - в городских районах.

В Великобритании около 9% студентов не имеют хорошей связи, что усугубляет социальное неравенство. Действительно, отсутствие подключения к Интернету влияет как на способность учащихся нормально посещать занятия, так и на их оценки.

Однако в свете сложившейся ситуации были предприняты усилия по уменьшению последствий этого неравенства. Во Франции, например, электронные устройства заимствуются у нуждающихся студентов. В некоторых случаях школы обязательно предоставляют ученикам печатные копии, если у них нет хорошего подключения к Интернету или вообще нет подключения. В Португалии учителя также обязались отправлять своим ученикам в аналогичной ситуации письменные копии по почте.

Онлайн-экзамен

Онлайн-экзамены представляют собой еще одну серьезную проблему, связанную с дистанционным обучением. Учителям пришлось найти новые способы заставить своих учеников сдавать экзамены, принимая во внимание, что студенты будут использовать свои заметки, обеспечивая при этом справедливость и избегая обмана. В результате дистанционные экзамены были больше сосредоточены на рассуждениях, анализе и аргументации, а не на запоминании фактической информации. Однако онлайн-экзамены и тесты нравятся не каждому студенту. Некоторым труднее печатать свои ответы, чем использовать карандаш и бумагу. Это также может быть связано со слабым подключением к Интернету или отсутствием хорошего компьютера. Действительно, согласно исследованию Европейского колледжа, в марте 2020 года Страсбургский университет выявил 160 студентов, у которых нехватка материалов (компьютер, подключение к Интернету) поставила под угрозу их способность продолжать учебу, а также сдавать экзамены. Кроме того, не у всех студентов есть тихая комната для учебы и сдачи экзаменов. Согласно опросу, организованному Европейским парламентом: “15,5% людей живут в переполненных домах”.

Ответ ЕС

Европейская комиссия запустила новый План действий в области цифрового образования на 2021-2027 годы. В рамках этого плана цель Комиссии состоит в том, чтобы “извлечь уроки из кризиса COVID-19 и сделать системы образования и профессиональной подготовки подходящими для цифровой эпохи”. Урсула фон дер Ляйен выразила цель плана “повысить качество и охват систем образования и профессиональной подготовки и обеспечить цифровые навыки для всех во время перехода к цифровым и зеленым технологиям”. Кризис COVID-19 вызвал сложную трансформацию образовательных систем и подчеркнул огромную важность образования. Действительно, признание этого - это больше, чем просто оценки и диплом.