ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
Есть принцип обучения любому навыку с абсолютного нуля до приемлемого уровня владения. Определяющим является слово «приемлемый», подразумевающее, что по этому принципу можно научиться любому навыку, начиная от решения квадратных уравнений в средней школе и заканчивая вождением автомобиля или велосипеда, до уровня обычного пользователя. И поскольку большинство из нас в детстве катались на двухколесном велосипеде, то думаю, что этот пример будет понятен каждому.
Процесс обучения любому навыку делится на ЧЕТЫРЕ СТАДИИ.
СТАДИЯ 1. НЕОСОЗНАННАЯ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ.
Звучит мудрено, но сейчас я все объясню на примере.
Вы маленький и даже представление не имеете о наличии велосипедов (неосознанная) и, естественно, не умеете на них ездить (некомпетентность).
СТАДИЯ 2. ОСОЗНАННАЯ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ.
Вы подросли и наблюдаете, как ребята постарше или даже ваши сверстники ездят на велосипеде. Вы понимаете, что ездить на велосипеде можно научиться, ведь другие дети это умеют (осознанная), при этом сами пока не умеете (некомпетентность).
СТАДИЯ 3. ОСОЗНАННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ.
С помощью кого-то из своих родителей или бабушки/дедушки учились кататься на велосипеде (компетентность). Правда это та стадия, когда вы только научились кататься и езда требует всего вашего внимания и полного контроля (осознанная).
Вспомнили эти ощущения, когда вы с завистью смотрите на тех ребят кто ездит, отпустив руль или слушая плеер?
Тут нужно остановиться и привести еще несколько примеров для полного понимания.
Если вы водите автомобиль, то помните ощущение сразу после окончания автошколы, когда вы искренне не понимаете, как другие люди умудряются слушать музыку, писать что-то в телефоне и разговаривать с пассажиром во время езды. Для вас они кажутся волшебниками.
В любом деле важно усердие! Тесты по темам помогут гкольникам быстрее освоить материал.
В ракурсе школы это касается навыка решения определенных задач. Это та стадия, когда решать задачи вы умеете, но только алгоритм или формулы вы должны держать перед глазами.
СТАДИЯ 4. БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ.
Вы уже свободно ездите на велосипеде. Можете вместе с друзьями устраивать гонки, либо ездить, убрав руки с руля. Езда доставляет вам удовольствие. А главное, не нужно направлять все внимание на контроль езды.
Так же и с автомобилем, и с решением задач.
Проблема обучения большинству навыков в школе заключается в том, что навык не переходит из стадии 3 в стадию 4.
Большинство людей и, к сожалению, даже учителей думают, что стадия 3 и 4 — это одно и то же. Хотя пропасть между ними огромна, даже с точки зрения нашей физиологии.
Любой навык — соединение определенной группы нейронов.
Чтобы разобраться, в чем разница, нам нужно понять, как работает наш мозг, хотя бы на примитивном уровне. Итак, в нашем мозге есть клетки — нейроны. Они могут соединяться друг с другом. Любой навык — это соединение нейронов. Например, наше любимое умение ездить на велосипеде — это соединение определенной группы нейронов. На третьей стадии связи между нейронами есть, но еще очень непрочные. Если этот навык долго не используется, то наш мозг думает, что это не нужный для нас навык, и связи со временем разрушаются, чтобы использовать нейроны для создания других, более нужных.
А вот если мы довели навык до четвертой стадии, то есть отработали действие настолько, что нам уже не нужно контролировать процесс, то связи стали достаточно прочными и разрушаются крайне медленно.
Скорее всего, если вы но ездили на велосипеде несколько лет, а до этого умели ездить достаточно хорошо, то буквально через две-три минуты вы будете ездить почти так же хорошо, как и раньше.
То же самое можно сказать и про вождение автомобиля. Если вы закончили автошколу, но сразу за руль не сели, то буквально через пару месяцев учиться водить придется заново. Те из вас, у кого между автошколой и самостоятельной ездой прошло достаточно времени, могут с сожалением подтвердить мои слова.