Изменить подход к обучению в принципе

Ведь, как показывает наш опыт, хоть школьная программа по истории примерно оди­наковая для сотен тысяч школьников, ежегодно только маленькая часть из них за время обучения превращает обязательное запоминание событий истории в тренинг развития памяти доводит эту способность до совершенства и в дальнейшем превращает в свое конкурентное преимущество.

Тому как изменить подход к обучению, технологиям, как научить ребенка учиться, как развивать необходимые в современном мире компетенции и как это сделать используя ресурсы современной школы, будет посвящены дальнейшие материалы.

До того как мы перейдет к развитию Компетенций, необходимо запастись самыми современными научными знаниями о тот, как построить обучение максимально эффективно. Я часто повторяю эту информацию в своих пособиях, поскольку считаю ее невероятно важной и основополагающей при обучении ребенка чему-либо.

Часто можно услышать от родителей самое распространенное обоснование плохой успеваемости ребенка по математике. Да он же «гуманитарий». Это очень распространенное и очень удобное обоснование.

Зачем прикладывать усилия. Достаточно накинуть ребенка ярлык «гуманитарий» и все. И даже тот факт, что у ребенка не по гуманитарным наукам обучение проходит не идеально, родителей не смущает.

Противоположным ярлыком обычно награждают ребенка, у которого все получается легко: «хорошая генетика», «родился гением» и т. д.

Хотя научные исследования и практика за последние десятки лет говорят только одно: врожденного таланта как такового НЕ СУЩЕСТВУЕТ! Да, есть определенная гене­тическая предрасположенность. Но в большинстве случаев она не имеет определяюще­го значения.

Конечно, например, мне с ростом 170 см было бы проблемно стать профессиональ­ным баскетболистом. И все же врожденные особенности не играют столь высокой роли.

И получается, что вся, так сильно популярная философия супергероев, людей, рожденных с суперспособностями, которая всячески пропагандируется с экрана ошибочна. Я сейчас говорю не только о супермене, мстителях и других супергероях, но и о других фильмах, например "Гарри  Поттере".

И хотя эти фильмы принципиально разные, в фильмах прослежиается одна главная мысль.

У Гарри Поттера талант практически врожденный. Он может быть посредственным учеником, он может, в отличие от Гермионы Грейн­джер, «забивать» на занятия, но все же его талант сделает свое дело. И Гермиона с ее постоянными тренировками даже рядом с ним не стоит.

Что же в этом плохого?

А то, что они сначала закладывают у ребенка мысль, что есть каста «талантливых», которым подвластно гораздо больше чем простым детям. А простым детям от природы ничего не дано, можно особо и не стараться, все равно конкурировать с «особенными» — так себе затея. При этом во всех фильмах такого рода талант ставится в противовес упор­ной работе, и талант всегда выигрывает.

Я уже предчувствую, как вы негодуете и начинаете спорить со мной, всячески защи­щая данные фильмы. Нет, конечно же, я не говорю, что не нужно их смотреть. Но в сле­дующий раз обратите внимание на эту особенность.

ЧТО ЖЕ ГОВОРИТ НАУКА?

Есть множество исследований на эту тему. Например, японский ученый Аяко Сакакибара получил фантастические результаты занимаясь с группой из 22 детей в возрасте от двух до шести лет. Он добился у всех, определяющее слово «у ВСЕХ!») абсолютного слуха.

Согласно  статистике абсолютным слухом обладает лишь один человек примерно из десяти тысяч. Абсолютный слух это уникальная способность человека. Она состоит в том, чтобы точно помнить высоту звука, позволяющая носителя определять и называть любые услышанные ноты без предварительного прослушивания заранее известных звуков.

Вот вам другой эксперимент.

Андерс Эриксон, профессор из Университета штата Флориды, обучал студента, который показал средние способности к запоминанию, и сделал из него мирового рекордсмена по запоминанию последовательности цифр за несколько месяцев тренировок. (Все данные документально подтверждены.)

Рекомендуем обратить внимание на тесты для старших классов онлайн с ответами на вопросы.

Речь пойдет о венгерском психологе и педагоге Ласло Полгаре, уверенном, что при правильных занятиях с детьми с самого рождения можно вырастить гениев. рождении можно вырасти гениев. Они с женой решили проверить эту теорию на своих детях и в качестве занятий выбрали шахматы.

Шахматы — это вид спорта, в кото­ром можно точно измерить результат. Например, как определить лучшего врача в мире или в стране на данный момент? Да никак, это относительное понятие, потому что нет общего рейтинга или соревнований. В шахматах все очень наглядно, есть турниры и общий рейтинг игроков.

Пикантность этому выбору придавало еще то, что у пары родились три девочки: Сьюзен (1969), София (1974), Юдит (1976). Дело в том, что женщины в шахматах в то время, мягко говоря, не котировались.

Все три девочки находились на домашнем обучении, которым полностью занимались родители.

Добились ли девочки каких-нибудь серьезных результатов? Судите сами.

Сьюзен — чемпионка мира по шахматам и гроссмейстер среди мужчин: Юдит, ее сестра — сильнейшая шахматистка всех времен, имеет рейтин­г свыше 2700, играя только в мужских турнирах; Со­фия — международный мастер среди мужчин.

Все три дочери добились высочайших достижений в шахматах на мировом уровне, а младшая выигрывала у Каспарова, Карпо­ва и Ананда и является единственной в мире женщиной, грос­смейстерский рейтинг которой свыше 2700 очков.

Удивлены? Если не верите мне, просто зайдите в Интернет.

Для сторонников врожденных талантов: скажите, как вы думаете, какова вероятность того, что идея родителей обучать девочек шахматам совпала с тем, что у всех трех девочек оказался врожденный талант к шахматам?

Вы бы могли со мной поспорить, если бы вырастить хорошую шахматистку получи­лось только из одной из дочерей. Да, в таком случае можно было бы говорить о том, что у одной были врожденные задатки, а у остальных нет. Однако Ласло получил 100%-й результат, просто начав правильно и последовательно заниматься с дочерьми.

Интересно, что упоминание об их таланте искренне возмущает многих великих спортсменов. Недовольство вызывает тот факт, что их упорство и ежедневный тяжкий труд окружающие опускают до уровня подарка от природы. Вывод напрашивается очень простой: упорный труд и использование грамотных методик позволяют развить способности практически любого ребенка до любого уровня. Так что все навыки, о которых я пишу в своих методиках, реально развить при долж­ном упорстве. Помните об этом.