Основная мысль, которую вам необходимо вынести из этой информации: если хотите, чтобы ребенок овладел каким-либо навыком, то необходимо довести его до четвертой стадии обучения. Это касается и большинства компетенций, которые были озвучены выше. Путь к их базовому овладению лежит через эти четыре стадии.
А как же стать суперпрофессионалом?
Людей, умеющих ездить на велосипеде вполне сносно, очень много. А вот истинных профессионалов гораздо меньше. Для того чтобы участвовать, например, в велосипедных гонках, стандартного умения недостаточно. Так же и с умением водить автомобиль, играть в теннис или с умением решать задачи по математике. Даже если пятерку в общеобразовательной школе можно получить, то рассчитывать на призовое место на городской олимпиаде по математике вы вряд ли сможете.
Теперь давайте разберемся, что нужно делать, чтобы довести навыки компетенции до сверхвысот. Когда можно рассчитывать на попадание хотя бы в 3-10 % лучших?
Принцип 10 000 часов тренировок
Для достижения мастерства в чем-либо нужно заниматься этим не менее 10 000 часов.
Этот принцип озвучил Малкольм Гладуэлл в своем бестселлере «Гении и Аутсайдеры» и фактически превратился в библию обучения и развития. (Сам эксперимент был проведен профессором Андерсом Эриксоном и его коллегами.)
Мотиваторы, тренеры, коучи и продвинутые педагоги твердили на каждом углу о том, что для достижения мастерства в чем-либо нужно заниматься этим не менее 10 000 часов. Правда, похоже, большинство из тех, кто про это рассказывал, либо не читали книгу, либо читали ее плохо.
При таком подходе получаем несостыковку.
Почему, например, водитель, который проработал в такси 20 лет, не может соперничать в езде с парнем, который профессионально занимается гонками всего полгода? Ведь если водитель такси работал 20 лет хотя бы по 200 дней в год и хотя бы по пять часов в день, получается, что он был за рулем 20 000 часов, что в два раза больше, чем нужно для того, чтобы стать суперпрофессионалом?
Или почему зачастую молодой педагог, только окончивший педагогический ВУЗ приходит в школу и обучает детей в разы лучше, чем учитель с 20-30-летним стажем.
А потому, что речь шла о другом. Для правильного понимания принципа 10 000 часов тренировок вспомним эксперимент, описанный в книге. Эксперимент был следующим.
Была взята группа студентов и разделена на три группы:
- потенциальные звезды
- перспективные
- студенты, которые учились на школьного учителя музыки
Все они учились стандартные 2-3 часа в неделю, но некоторые посвящали музыке больше времени в свободное время, чем другие.
Исследователи, посчитав общее количество часов, которое студенты отводили занятиям в течение жизни, получили следующие результаты:
- потенциальные звезды
- перспективные
- те, чей уровень потянет максимум на школьного учителя музыки - 4000 часов.
И самое главное, что в эксперименте не было ни одной потенциальной звезды, которая мало занималась, ни одного аутсайдера, кто много занимался, но по каким-либо другим причинам не смог достичь хороших результатов. Кстати, это еще один камень в огород теории "талантов".
Для понимания рассмотрим пример. Итак, таксист. Когда-то, 20 лет назад он научился водить автомобиль. Через пару лет вождения его мастерство достигло пика и с тех пор осталось на том же уровне и даже потихоньку деградирует. У таксиста нет цели ездить лучше. Возможно, если он перейдет в более элитную службу такси, которая предъявляет дополнительные требования к водителю, такие как плавность поворотов, езда без резких ускорений и торможений, то профессионализм водителя вырастет. Но опять же до того уровня, чтобы удовлетворять новые требования.
А что же с юным гонщиком? За пару недель тренировок он научился ездить. Для того чтобы участвовать в соревнованиях, он тренируется на определенной трассе.
Задача ясна: ему нужно проехать дистанцию за минимальное время. Добиться таких результатов можно, лишь доведя до совершенства и отточив все навыки, необходимые для вождения (быстрое вращение руля, быстрое переключение коробки передач, чувство сцепления колес с дорогой и т.д.). В итоге на каждом занятии гонщик будет стремиться улучшить свои показатели, а соответственно, будет расти его профессионализм.
Как следствие, через полгода интенсивных тренировок длительностью один-два часа в день (заметьте, это значительно меньше, чем ежедневно ездит наш таксист) гонщик гарантированно будет ездить значительно лучше.
Вывод: Улучшение результата дает лишь постоянное повышение уровня нагрузки, а не монотонное выполнение каких-то действий.
Исходя из этого принципа, становится понятно, почему спортсмены постоянно повышают нагрузку и почему подготовка к ОГЭ и ЕГЭ у большинства школьников так неэффективна.
На каком этапе при подготовке к экзаменам нарушается вышеупомянутый принцип? Дело в том, что большинство школьников, готовясь к ЕГЭ или ОГЭ, никак не стремятся к улучшению результатов. Даже решая различные варианты экзамена, они не замеряют два основных критерия, от которых зависит набор максимального балла: количество ошибок и время выполнения. В идеале нужно стремиться уменьшать оба этих показателя, тогда результаты будут улучшаться.
Поэтому, чтобы стать профессионалом нужно тратить больше времени на тренировку и постоянно увеличивать нагрузку в процессе тренировок, дабы получать хорошие результаты.
Говоря о тренировках, нельзя не сказать о таком важном школьном параметре, как школьная оценка. В идеале оценка как раз таки должна быть маркером эффективности тренировок.
Например, для тяжелоатлета показателем его эффективности служит максимальный вес, который он может поднять. Если со временем спортсмен может поднять все большие и большие веса, то его тренировки явно эффективны.
А вот для гонщика маркером служит время, за которое он проедет конкретную трассу: чем меньше это время, тем лучше. И если от тренировки к тренировке его время уменьшается, то это тоже эффективные тренировки.
Скорее всего на постановку оценки учителем влияет множество факторов, не связанных напрямую с профессионализмом ребенка в предмете. С этой точки зрения ОГЭ и ЕГЭ выглядят привлекательно. Благодаря системе баллов на выходе имеется объективная оценка и исключено влияние коррупционных факторов на результаты экзамена.
Ребенок может замерять результаты, периодически решая разные варианты при тренировке, при этом стараться с каждым разом уменьшать время, затраченное на решение, а главное, увеличивать количество правильно решенных заданий,.
Во-вторых, правила игры заранее известны, есть точные темы и примерные задания, поэтому при правильной подготовке результат более чем достижим.
В-третьих, набор максимальных баллов требует очень серьезного уровня профессионализма от экзаменуемого. Это, с одной стороны, глубокое понимание всего школьного предмета и связи различных тем друг с другом, а с другой стороны доведенный до совершенства навык решения типовых задач, поскольку все задачи на экзаменах сводятся именно к ним.
А это, как раз возможность натренировать навык максимально быстро разбираться в любой новой теме. Ведь в этом стремительно меняющемся мире важно невероятно важно быстро и качественно овладевать новыми знаниями и навыками.
Поэтому, если смотреть на ОГЭ или ЕГЭ не как на страшное несправедливое испытание, а как на возможность развить у ребенка крутую компетенцию — быстро учиться, все выглядит гораздо оптимистичнее.