И как бы смешно это ни звучало, единственное, в чем мы можем быть уверены, — так это в том, что постоянны будут лишь перемены, происходящие с неизменно растущей скоростью.
Для того чтобы окончательно убедить вас в том, что мир изменился, расскажу вам новость о том, что такие компании как Apple и IBM, и еще порядка 15 крупнейших компаний убрали наличие высшего образования из перечня необходимых условий для приема на работу. Как это касается нас?
Эти изменения полностью уничтожают казавшийся незыблемым постулат о том, что высшее образование — абсолютно необходимое условие для построения успешной карьеры в любой интеллектуальной сфере. Сложно найти более интеллектуальную, чем сфера IT, где Apple и IBM, несомненно, одни из лидеров, идущие в ногу со временем.
Этим заявлением компании говорят нам, что в нашем быстро меняющемся мире им проще самостоятельно обучить человека новым знаниям и навыкам с нуля. А во главу угла ставят другие, более важные сейчас компетенции, о которых мы поговорим позже.
Подводя итоги, можно сказать, что старая модель уже не работает, а новая еще не создана. О том, что старая модель изжила себя, говорят и действия ведущих мировых компаний.
Однако утверждать с уверенностью, что я ближайшее время появится что-то новое и эффективное, нельзя. Система образования, работающая в странах СНГ, очень инертна и неповоротлива.
Но ведь мы живем прямо сейчас! И ждать у моря погоды — дело неблагодарное.
Что же делать родителям? Как подготовить ребенка к этому новому миру? Какую профессию выбрать? Каким навыкам и компетенциям обучать?
Давайте разберемся, какие требования выставляет мир.
Из всех источников, которые я изучил, наиболее актуальными мне показались требования к сотрудникам, озвученные на Всемирном экономическом форуме в Давосе (ВЭФ). Это список компетенций, актуальных к 2020 году, и, скорее всего, в ближайшие 10-15 лет.
Давайте их перечислим и коротко разберемся, что они означают, а также решим, как их развивать у ребенка, если, конечно, вы посчитаете необходимым это делать.
Компетенции перечислены по уровню приоритетности, начиная с самых актуальных. По каждой из них, при необходимости, я буду давать небольшие пояснения от себя.
Комплексное многоуровневое решение проблем (complex problem solving)
Что скрывается под этим умным выражением?
Например, есть у нас проблема: у ребенка низкая успеваемость по математике. Самым простым ее решением будет найм репетитора, чтобы он подтянул знания ребенка.
Комплексное решение проблемы — это рассмотрение вопроса с различных сторон и выяснение истинных причин его возникновения. Ведь причина плохой успеваемости может заключаться в чем-то другом.
Возможно, ребенок не понял какую-то конкретную тему и с нее пошло непонимание всего предмета, а возможно, на ребенка накричала учительница, и он просто ее боится. Может, над ним смеялись одноклассники, когда он стоял у доски, и сейчас он стесняется/боится отвечать перед всем классом и перед преподавателем (см. тесты для учителей). Возможно, у ребенка плохой почерк, и учитель занижает оценки за грязь в тетради.
Я перечислил лишь несколько возможных причин, в действительности их может быть множество. Как вы понимаете, провести анализ и выявить одну или несколько настоящих причин проблемы - это сложная задача.
Человек, который решает проблему, должен:
- иметь обширные знания в разным областях, в данном случае по математике, детской психологии и нейропсихологии;
- иметь достаточно развитое мышление, искусно владеть основными мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение);
- иметь в своем арсенале достаточно инструментов для ее решения;
- уметь быстро восполнить недостаток знаний в случае их отсутствия.
Мы с вами рассмотрели лишь простой пример, хотя, думаю, смысл понятен.