Старая система образования и новые требования

И как бы смешно это ни звучало, единственное, в чем мы можем быть уверены, — так это в том, что постоянны будут лишь перемены, происходящие с неизменно растущей скоростью.

Для того чтобы окончательно убедить вас в том, что мир из­менился, расскажу вам новость о том, что такие компании как Apple и IBM, и еще порядка 15 крупнейших компаний убрали наличие высшего образования из перечня необходимых условий для приема на работу. Как это касается нас?

Эти изменения полностью уничтожают казавшийся незыбле­мым постулат о том, что высшее образование — абсолютно необходимое условие для построения успешной карьеры в любой ин­теллектуальной сфере. Сложно найти более интеллектуальную, чем сфера IT, где Apple и IBM, несомненно, одни из лидеров, идущие в ногу со временем.

Этим заявлением компании говорят нам, что в нашем быстро меняющемся мире им проще самостоятельно обучить человека новым знаниям и навыкам с нуля. А во главу угла ставят другие, более важные сейчас компетенции, о которых мы поговорим позже.

Подводя итоги, можно сказать, что старая модель уже не работает, а новая еще не создана. О том, что старая модель изжила себя, говорят и действия ведущих мировых компаний.

Однако утверждать с уверенностью, что я ближайшее время появится что-то новое и эффективное, нельзя. Система образования, работающая в странах СНГ, очень инертна и неповоротлива.

Но ведь мы живем прямо сейчас! И ждать у моря погоды — дело неблагодарное.

Что же делать родителям? Как подготовить ребенка к этому новому миру? Какую про­фессию выбрать? Каким навыкам и компетенциям обучать?

Давайте разберемся, какие требования выставляет мир.

Из всех источников, которые я изучил, наиболее актуальными мне показались тре­бования к сотрудникам, озвученные на Всемирном экономическом форуме в Давосе (ВЭФ). Это список компетенций, актуальных к 2020 году, и, скорее всего, в ближайшие 10-15 лет.

Давайте их перечислим и коротко разберемся, что они означают, а также решим, как их развивать у ребенка, если, конечно, вы посчитаете необходимым это делать.

Компетенции перечислены по уровню приоритетности, начиная с самых актуальных. По каждой из них, при необходимости, я буду давать небольшие пояснения от себя.

Комплексное многоуровневое решение проблем (complex problem solving)

Что скрывается под этим умным выражением?

Например, есть у нас проблема: у ребенка низкая успеваемость по математике. Самым простым ее решением будет найм репетитора, что­бы он подтянул знания ребенка.

Комплексное решение проблемы — это рассмотрение вопроса с различных сторон и выяснение истинных причин его возникнове­ния. Ведь причина плохой успеваемости может заклю­чаться в чем-то другом.

Возможно, ребенок не понял какую-то конкретную тему и с нее пошло непонимание всего предмета, а возможно, на ребенка накричала учительница, и он просто ее боится. Может, над ним смеялись одноклассники, когда он стоял у доски, и сейчас он стесняется/боится отвечать перед всем классом и перед преподавателем (см. тесты для учителей). Возможно, у ребенка плохой почерк, и учитель занижает оценки за грязь в тетради.

Я перечислил лишь несколько возможных причин, в действительности их может быть множество. Как вы понимаете, провести анализ и выявить одну или несколько настоящих причин проблемы - это сложная задача.

Человек, который решает проблему, должен:

  • иметь обширные знания в разным областях, в данном случае по математике, детской психологии и нейропсихологии;
  • иметь достаточно развитое мышление, искусно владеть основными мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение);
  • иметь в своем арсенале достаточно инструментов для ее решения;
  • уметь быстро восполнить недостаток знаний в случае их отсутствия.

Мы с вами рассмотрели лишь простой пример, хотя, думаю, смысл понятен.