Компетенции и способности необходимые в современном мире

Критическое мышление (critical thinking)

Это умение ставить под сомнение приходящую информацию, не верить всему на слово, проверять ее, проводить ее качествен­ную оценку. В нашем мире Интернета и лавины ложной инфор­мации это очень важная компетенция, которую, к сожалению, никто специально не развивает у детей. Позже мы разберем ее подробнее.

Креативность в широком смысле (creativity)

Под заграничным словом «креативность», которое плотно вошло в оби­ход, скрывается простое выражение — творческое мышление. Это умение мыслить нестандартно и придумывать то, чего еще нет в мире.

Сегодня все рутинные профессии интенсивно заменяются механизма­ми. А вот способности к творческому мышлению у этих механизмов пока нет, и, к счастью, в ближайшем будущем они вряд ли появятся. Поэтому креативность — это важнейшая компетенция.

Далее идут пункты, которые объединены в один блок.   

  • умение управлять людьми (people management).
  • взаимодействие с людьми (coordinating with others)
  • эмоциональный интеллект (emotional intelligence)
  • клиентоориентированность (service orientation)
  • умение вести переговоры (negotiation)

Этот блок посвящен умению человека эффективно строить коммуникации с други­ми людьми. Переговоры, управление персоналом или общение с клиентами — все это просто умение выстраивать эффективное взаимодействие с другими, и этому можно и нужно научить ребенка в школе и дома.

Формирование собственного мнения и принятие решений (judgment and decision-making).

Тут я думаю все достаточно понятно, не будем останавливаться на этом.

Гибкость ума (cognitive flexibility)

Это способность быстро переключаться между различными процессами, возможность заниматься несколькими проектами одновременно — так называемая многозадачность.

Вот что хотят видеть от будущего специалиста основные работодатели мира.

«А я не хочу, чтобы мой ребенок работал на кого-то, пусть занимается бизнесом и работает на себя», — сказала одна мама на одной из моих лекций.

Но, эти компетенции универсальны и применимы не только к наемной работе, но и к бизнесу. Более того, они применимы и к обычной жизни. Это, понятно.

Во-вторых, фраза: "Я хочу, чтобы ребенок занимался бизнесом и работал на себя" - слишком однозначна и безапелляционна! Естественно, мировоззрение и ценности ребенка во многом формируются в семье, но все же ребенок должен сам решать чем он. она будет заниматься в будущем.

В связи с этим, по моему скромному мнению, основная задача родителя и преподавателя в школе — создать все условия для полноценного развития ребенка и успешной жизни в текущем времени и текущем обществе.

Поговорим о развитии первых трех компетенций.

Выводы

Давайте подведем небольшие итоги, дабы собрать у себя в голове примерную карти­ну происходящего.

  1. Мир изменился, точнее, меняется прямо сейчас. Старый формат, когда первую часть жизни человек обучается, а вторую применяет то, чему обучился, уже не работает. Технологии устаревают невероятно быстро. Учиться приходится постоянно. Кроме того, знания должны быть более фундаментальными, чем раньше, — нужно понимать смысл процессов. Каких-то 50-60 лет назад автомеханику было достаточно знать устройство нескольких типов автомобилей и последовательность действий в каждой модели. Се­годня моделей настолько много, они так часто меняются, и производители настолько быстро внедряют инновации, что для того, чтобы оставаться компетентным, нужно по­нимать принцип функционирования автомобиля в целом и процессов в нем.
  2. Мы не можем знать, что будет с миром через 10-15-20 лет, но мы можем опираться на прогнозы и сконцентрироваться на развитии тех компетенций, актуальность которых прогнозируют специалисты.
  3. Также, взглянув на современную школу, мы прекрасно понимаем, что она никак не направлена на развитие перечисленных выше компетенций.

Что ж, понимание проблемы это прямой путь к ее решению.

В Важная ремарка! В дальнейшем повествовании, хоть материал и направлен на детей, я буду часто обращаться К вам, родителям, с фразами «представьте», «придумайте» и так далее. Ведь для того, чтобы что-то донести до ребенка, нужно сначала понять и прочувствовать это самому.