Критическое мышление (critical thinking)
Это умение ставить под сомнение приходящую информацию, не верить всему на слово, проверять ее, проводить ее качественную оценку. В нашем мире Интернета и лавины ложной информации это очень важная компетенция, которую, к сожалению, никто специально не развивает у детей. Позже мы разберем ее подробнее.
Креативность в широком смысле (creativity)
Под заграничным словом «креативность», которое плотно вошло в обиход, скрывается простое выражение — творческое мышление. Это умение мыслить нестандартно и придумывать то, чего еще нет в мире.
Сегодня все рутинные профессии интенсивно заменяются механизмами. А вот способности к творческому мышлению у этих механизмов пока нет, и, к счастью, в ближайшем будущем они вряд ли появятся. Поэтому креативность — это важнейшая компетенция.
Далее идут пункты, которые объединены в один блок.
- умение управлять людьми (people management).
- взаимодействие с людьми (coordinating with others)
- эмоциональный интеллект (emotional intelligence)
- клиентоориентированность (service orientation)
- умение вести переговоры (negotiation)
Этот блок посвящен умению человека эффективно строить коммуникации с другими людьми. Переговоры, управление персоналом или общение с клиентами — все это просто умение выстраивать эффективное взаимодействие с другими, и этому можно и нужно научить ребенка в школе и дома.
Формирование собственного мнения и принятие решений (judgment and decision-making).
Тут я думаю все достаточно понятно, не будем останавливаться на этом.
Гибкость ума (cognitive flexibility)
Это способность быстро переключаться между различными процессами, возможность заниматься несколькими проектами одновременно — так называемая многозадачность.
Вот что хотят видеть от будущего специалиста основные работодатели мира.
«А я не хочу, чтобы мой ребенок работал на кого-то, пусть занимается бизнесом и работает на себя», — сказала одна мама на одной из моих лекций.
Но, эти компетенции универсальны и применимы не только к наемной работе, но и к бизнесу. Более того, они применимы и к обычной жизни. Это, понятно.
Во-вторых, фраза: "Я хочу, чтобы ребенок занимался бизнесом и работал на себя" - слишком однозначна и безапелляционна! Естественно, мировоззрение и ценности ребенка во многом формируются в семье, но все же ребенок должен сам решать чем он. она будет заниматься в будущем.
В связи с этим, по моему скромному мнению, основная задача родителя и преподавателя в школе — создать все условия для полноценного развития ребенка и успешной жизни в текущем времени и текущем обществе.
Поговорим о развитии первых трех компетенций.
Выводы
Давайте подведем небольшие итоги, дабы собрать у себя в голове примерную картину происходящего.
- Мир изменился, точнее, меняется прямо сейчас. Старый формат, когда первую часть жизни человек обучается, а вторую применяет то, чему обучился, уже не работает. Технологии устаревают невероятно быстро. Учиться приходится постоянно. Кроме того, знания должны быть более фундаментальными, чем раньше, — нужно понимать смысл процессов. Каких-то 50-60 лет назад автомеханику было достаточно знать устройство нескольких типов автомобилей и последовательность действий в каждой модели. Сегодня моделей настолько много, они так часто меняются, и производители настолько быстро внедряют инновации, что для того, чтобы оставаться компетентным, нужно понимать принцип функционирования автомобиля в целом и процессов в нем.
- Мы не можем знать, что будет с миром через 10-15-20 лет, но мы можем опираться на прогнозы и сконцентрироваться на развитии тех компетенций, актуальность которых прогнозируют специалисты.
- Также, взглянув на современную школу, мы прекрасно понимаем, что она никак не направлена на развитие перечисленных выше компетенций.
Что ж, понимание проблемы это прямой путь к ее решению.
В Важная ремарка! В дальнейшем повествовании, хоть материал и направлен на детей, я буду часто обращаться К вам, родителям, с фразами «представьте», «придумайте» и так далее. Ведь для того, чтобы что-то донести до ребенка, нужно сначала понять и прочувствовать это самому.