Недавно мы поделились историей школы в Тасмании, которая приняла модель K-10, основанную на совместном и распределенном лидерстве. Итак, что такое распределенное лидерство? И может ли модель работать для вашей школы?
Если мы думаем, что лидерство принадлежит только тем, кто занимает руководящие должности, то мы намеренно игнорируем лидерские таланты и способности других. Если лидерство основано на влиянии, то в любой школе существует множество источников влияния, как формальных, так и неформальных.
Распределенное лидерство в первую очередь связано с практикой лидерства, а не с конкретными лидерскими ролями или обязанностями. Это приравнивается к совместной, коллективной и расширенной практике лидерства, которая создает потенциал для изменений и улучшений.
Распределенное лидерство означает мобилизацию лидерских навыков на всех уровнях школы, чтобы создать больше возможностей для изменений и создать потенциал для улучшений. Акцент делается на взаимозависимом взаимодействии и практике, а не на индивидуальных и независимых действиях, связанных с теми, кто формально занимает лидирующие позиции или несет ответственность.
Подводя итог, можно сказать, что это «лидерство по опыту», а не по роли или многолетнему опыту. Подлинное распределенное лидерство требует высокого уровня доверия, прозрачности и взаимного уважения.
С практической точки зрения, чтобы быть наиболее эффективным, распределенное лидерство должно быть тщательно спланировано и организовано. Это не произойдет просто так, и если это произойдет, нет никакой гарантии, что это окажет какое-либо положительное влияние. Позволить распуститься тысяче цветов не значит распределить лидерство.
Для лиц, занимающих формальные руководящие должности, вывод заключается в том, что они должны играть ключевую роль в создании условий для возникновения распределенного лидерства. Они должны создавать возможности для лидерства других.
Почему распределенное лидерство?
Доказательная база о его воздействии и эффекте была обобщена в многочисленных книгах и статьях. Факты все чаще указывают на положительную связь между распределенным лидерством, организационными улучшениями и успеваемостью учащихся. Многие из этих исследований выявили важность распределенного лидерства как потенциального фактора положительных изменений и улучшения школы.
Хотя идея распределенного лидерства не лишена критики, современная литература продолжает показывать положительную связь между общими формами лидерства и повышением эффективности организации. Он показывает, например, что различия между высокоэффективными и низкоэффективными школами можно объяснить разной степенью распределения лидеров. Высокоэффективные школы широко и разумно распределяют лидерство.
Таким образом, имеющиеся данные показывают, что распределенное лидерство является важным компонентом и фактором улучшения организационных результатов. Несмотря на неизбежные различия в характере, качестве и масштабах распределенного лидерства от одной школы к другой, оно по-прежнему находится в пределах совокупности факторов, способствующих высокой эффективности. Данные исследований также указывают на то, что определенные формы распределенного лидерства оказывают скромное, но значительное косвенное влияние на успеваемость учащихся.
Каковы проблемы?
Если вы думаете о своей школе, я могу гарантировать, что вы испытываете постоянное напряжение между выполнением того, что важно для будущего, и управлением давлением настоящего.
Так часто я слышу комментарий: «Я согласен с распределенным лидерством, но как его можно вписать в нашу существующую систему? Это просто не работает с теми структурами, которые у нас есть».
Обычно я не отвечаю прямо на вопрос не потому, что у меня нет ответа, а потому, что это неправильный вопрос. Это все равно, что спрашивать, как установить двигатель Порше на трактор. Реальный вопрос должен заключаться в следующем: «Какой тип лидерства нам нужен в этой школе, чтобы обеспечить наилучшие результаты для молодых людей, и как нам изменить наши структуры, чтобы это произошло?»
Если наши существующие подходы к лидерству не обеспечивают наилучших результатов для учащихся, то почему мы хотим их сохранить? Общий ответ заключается в том, что изменение будет трудным, разрушительным, изнурительным, плюс нет никаких гарантий успеха. Истинный. Но сохранение вещей такими, какие они есть, также не является гарантией успеха.
Итак, позвольте мне быть ясным. Распределенное лидерство не является противоядием от «командно-административного» лидерства или его альтернативой, которую неправильно понимают, неправильно согласовывают и представляют в ложном свете. Это не панацея и не какой-то эзотерический подход к лидерству. Это не означает, что все лидируют, и это, безусловно, не лишено проблем. Например, есть проблемы организационного доверия, индивидуальная угроза и страх возложить на других реальную, подлинную ответственность. С распределенным лидерством приходит распределенная ответственность, это не какой-то открытый подход к лидерству, на самом деле верно обратное.
Когда распределенное лидерство работает хорошо, люди несут ответственность за свои лидерские действия; созданы новые руководящие роли, совместная работа в команде является образцом действий, а взаимозависимая работа является культурной нормой. Распределенное лидерство связано с коллективным влиянием — это не просто какой-то случайный побочный продукт высокоэффективных организаций, но, как подчеркивалось ранее, он способствует школьной успеваемости и повышению успеваемости.
Как это сделать?
Во-первых, плана нет, и если бы он был, я бы его не защищал. Редко рецепт приводит к правильным результатам. Школы не то же самое и не должны рассматриваться как таковые.
Во-вторых, хотя нет четких формул или простых решений, которые могли бы помочь решить этот вопрос, есть определенные практические действия, которые могут сделать распределенное лидерство подлинным. Одним из практических способов продвижения вперед является создание сильных команд сотрудничества или профессиональных обучающих сообществ, в которых лидерство распределяется естественным и аутентичным образом. Доказательства группового обучения очевидны: целенаправленное и сфокусированное сотрудничество — это навык, который необходимо приобретать, повторять и практиковать в контексте.
Если распределенное лидерство должно быть подлинным, то навыки профессионального сотрудничества имеют решающее значение. Как вы можете разделить лидерство, если учителя не могут работать вместе? Профессиональное сотрудничество является основой распределенного лидерства, но оно должно быть целенаправленным и дисциплинированным. Недостаточно иметь рабочие группы — команды или даже профессиональные учебные сообщества — которые сотрудничают, а не сотрудничают. Сотрудничество зависит от свободных социальных связей и является слабой основой для улучшения. И наоборот, было показано, что целенаправленное и дисциплинированное профессиональное сотрудничество обеспечивает лучшие результаты обучения.
Исключительная организационная эффективность не является случайным событием; вместо этого исключительная производительность достигается за счет тщательного планирования, проектирования и «дисциплины». Это требует организационного согласования, взаимопонимания и гибкости, а не жесткости, предписания или принуждения.
Для директоров, стремящихся к повышению успеваемости в школе и более высоким результатам, задача состоит в том, чтобы создать условия, при которых профессиональные знания и навыки улучшаются, где существует эффективное лидерство на всех уровнях и где вся школа работает взаимозависимо в коллективном стремлении к лучшим результатам учащихся.