Этапы образования и преобразования

Никогда еще технологический прогресс не был настолько стремительным, чтобы еще молодой по современным, меркам родитель 30-40 лет уже отставал от него, а ребенок в свои 10 лет начинал управлять реальностью лучше и эффективнее, чем предыдущее поколение.

Что ж, давайте посмотрим на образование через призму этих масштабных преобразований и вместе порассуждаем, как же помочь ребенку выжить и быть успешным в этом мире сверхбыстрых изменений.

ЧТО БЫЛО РАНЬШЕ

Еще буквально 20-30 лет назад работала простая и очень понятная модель. Жизнь че­ловека можно было разделить на два этапа.

Первый этап — получение знаний: школа и техникум или вуз (среднеспециальное или высшее образование).

В школе человек узнавал о том, как в целом устроен этот мир: что планета шарообразная, есть еще много стран с разными людьми, есть моря и океаны, горы и леса. (География.)

Что на Земле, кроме человека, есть и другие живые существа и что существует те­ория эволюции, которая рассказывает нам, как развиваются все живые организмы, а также как Homo Sapiens из обычного, ничем не примечательного вида еще несколько сотен тысяч лет назад превратился в вид, который подчинил окружающий мир себе. (Биология.)

Что этот мир функционирует по определенным законам. Например, предметы притя­гиваются друг к другу, поэтому любой предмет, брошенный из окна 10-го этажа высот­ного здания, будет падать (притягиваться) к другому супербольшому и супертяжелому предмету (планета Земля).

А еще школьник узнавал от учителя, что есть на планете такое чудо, как электричество и магне­тизм, а также энергия связи в ядре атома. И благодаря тому, что одни люди открыли за­коны их функционирования, а другие придумали способы и приборы для их «прируче­ния», мы живем сейчас в чудесном техногенном мире, где не нужно жечь костры, чтобы согреться, осветить жилище или приготовить еду. Да и в целом мы не испытываем тех бытовых проблем, которыми были обременены наши предки буквально пару сотен лет назад. (Физика.)

В школе также рассказывали, что вещества состоят из различных молекул, которые обладают разными свойствами. Например, молекула парацетамола оказывает жаропо­нижающее действие на наш организм. В этой области люди открыли множество свойств разного рода молекул и научились получать эти молекулы из атомов и других молекул с помощью реакций. (Химия.)

Предметов достаточно много: тут и история, и обществознание, и литература.

Рекомендуем пройти тесты онлайн по различным предметам из школьной программы для подготовки к экзаменам.

В процессе развития человечество придумало множество способов передачи информа­ции. Поэтому в школе ребенка учат читать, писать и считать. Уже в начальной школе он может написать что-то на листочке, а другой человек прочитать этот текст и понять его.

Это настолько привычно и очевидно для нас, что мы даже не задумываемся о том, что язык и письменность были одними из двигателей прогресса.

Так, за 10-11 лет школа и преподаватели должны передать ребенку выжимку достижений человечества и научить его базовым навыкам: письму, чтению и счетам.

После школы начинался этап специальный, техникум, институт или университет. Он был не обязательный. Некоторые профессии, например водитель, тре­бовали лишь коротких курсов обучения, из которых человек мог вполне уверенно переходить на второй этап (о нем немного позже).

И все же были профессии, для которых требовался достаточно большой объем специальных углубленных знаний. Например, чтобы стать врачом, молодому человеку необходимо после окончания школы еще пять-шесть лет учиться в медицинском вузе. Длительность специального обучения зависит от сложности профессии, но обычно составляет несколько лет.

Второй этап — использование полученных знаний. В возрасте примерно 20-25 лет человек шел работать. Уровень профессионализма молодого специалиста постоянно рос, и через два-три года человек выполнял свои обязанности уже значительно лучше и потихоньку становился специалистом в своей области.

Итак, раньше было два этапа:

  • этап 1 — процесс получения человеком знаний и навыков, то есть учеба.
  • этап 2 — процесс применения полученных знаний, работа.

Так было последние несколько сотен лет назад, пастух учил своего юного сына пасти овец, а мать свою дочь шить и стирать.

В XX веке эта модель приняла современную форму: школа — специальное или высшее учебное заведение — работа. И она неплохо функционировала до последнего времени.