Никогда еще технологический прогресс не был настолько стремительным, чтобы еще молодой по современным, меркам родитель 30-40 лет уже отставал от него, а ребенок в свои 10 лет начинал управлять реальностью лучше и эффективнее, чем предыдущее поколение.
Что ж, давайте посмотрим на образование через призму этих масштабных преобразований и вместе порассуждаем, как же помочь ребенку выжить и быть успешным в этом мире сверхбыстрых изменений.
ЧТО БЫЛО РАНЬШЕ
Еще буквально 20-30 лет назад работала простая и очень понятная модель. Жизнь человека можно было разделить на два этапа.
Первый этап — получение знаний: школа и техникум или вуз (среднеспециальное или высшее образование).
В школе человек узнавал о том, как в целом устроен этот мир: что планета шарообразная, есть еще много стран с разными людьми, есть моря и океаны, горы и леса. (География.)
Что на Земле, кроме человека, есть и другие живые существа и что существует теория эволюции, которая рассказывает нам, как развиваются все живые организмы, а также как Homo Sapiens из обычного, ничем не примечательного вида еще несколько сотен тысяч лет назад превратился в вид, который подчинил окружающий мир себе. (Биология.)
Что этот мир функционирует по определенным законам. Например, предметы притягиваются друг к другу, поэтому любой предмет, брошенный из окна 10-го этажа высотного здания, будет падать (притягиваться) к другому супербольшому и супертяжелому предмету (планета Земля).
А еще школьник узнавал от учителя, что есть на планете такое чудо, как электричество и магнетизм, а также энергия связи в ядре атома. И благодаря тому, что одни люди открыли законы их функционирования, а другие придумали способы и приборы для их «приручения», мы живем сейчас в чудесном техногенном мире, где не нужно жечь костры, чтобы согреться, осветить жилище или приготовить еду. Да и в целом мы не испытываем тех бытовых проблем, которыми были обременены наши предки буквально пару сотен лет назад. (Физика.)
В школе также рассказывали, что вещества состоят из различных молекул, которые обладают разными свойствами. Например, молекула парацетамола оказывает жаропонижающее действие на наш организм. В этой области люди открыли множество свойств разного рода молекул и научились получать эти молекулы из атомов и других молекул с помощью реакций. (Химия.)
Предметов достаточно много: тут и история, и обществознание, и литература.
Рекомендуем пройти тесты онлайн по различным предметам из школьной программы для подготовки к экзаменам.
В процессе развития человечество придумало множество способов передачи информации. Поэтому в школе ребенка учат читать, писать и считать. Уже в начальной школе он может написать что-то на листочке, а другой человек прочитать этот текст и понять его.
Это настолько привычно и очевидно для нас, что мы даже не задумываемся о том, что язык и письменность были одними из двигателей прогресса.
Так, за 10-11 лет школа и преподаватели должны передать ребенку выжимку достижений человечества и научить его базовым навыкам: письму, чтению и счетам.
После школы начинался этап специальный, техникум, институт или университет. Он был не обязательный. Некоторые профессии, например водитель, требовали лишь коротких курсов обучения, из которых человек мог вполне уверенно переходить на второй этап (о нем немного позже).
И все же были профессии, для которых требовался достаточно большой объем специальных углубленных знаний. Например, чтобы стать врачом, молодому человеку необходимо после окончания школы еще пять-шесть лет учиться в медицинском вузе. Длительность специального обучения зависит от сложности профессии, но обычно составляет несколько лет.
Второй этап — использование полученных знаний. В возрасте примерно 20-25 лет человек шел работать. Уровень профессионализма молодого специалиста постоянно рос, и через два-три года человек выполнял свои обязанности уже значительно лучше и потихоньку становился специалистом в своей области.
Итак, раньше было два этапа:
- этап 1 — процесс получения человеком знаний и навыков, то есть учеба.
- этап 2 — процесс применения полученных знаний, работа.
Так было последние несколько сотен лет назад, пастух учил своего юного сына пасти овец, а мать свою дочь шить и стирать.
В XX веке эта модель приняла современную форму: школа — специальное или высшее учебное заведение — работа. И она неплохо функционировала до последнего времени.