Образование в Китае в сравнении с другими странами?

Инновации - важнейший компонент национальной концепции. Он побуждает страны разрабатывать новые продукты или методы производства, которые стимулируют экономический прогресс и позволяют государствам решать транснациональные проблемы, такие как изменение климата и глобальные кризисы в области здравоохранения. Способность страны развивать свой инновационный потенциал зависит от внутренней системы образования. Хорошо образованная рабочая сила играет важную роль в технологических и научных открытиях, которые могут подтолкнуть государства к вершине глобальной экономики, основанной на инновациях. Эта потребность особенно актуальна для Китая, поскольку его лидеры стремятся подтолкнуть китайскую экономику вверх по глобальной финансовой цепочке.

Начальное и среднее образование

Стремясь содействовать устойчивому развитию, китайские лидеры стремились улучшить качество образования и расширить доступ к нему по всей стране. Наиболее заметная государственная политика, закон о девятилетнем обязательном образовании 1986 г., призывал к достижению «двух основ» (лянцзи): всеобщий охват детей школьного возраста (6-15 лет) и грамотность среди детей младшего возраста. Другие меры были сосредоточены на пересмотре национальной учебной программы и совершенствовании программ подготовки учителей.

образование в Китае

Однако доступ к образованию в Китае остается неравномерным. Учащиеся, рожденные в обеспеченных семьях, обычно имеют больший доступ к высококачественному образованию, чем студенты из малообеспеченных семей. Данные Национального бюро статистики показывают, что городские жители Китая имеют почти трехкратное преимущество в доходах по сравнению с их сельскими сверстниками. Система регистрации домохозяйств (хукоу) еще больше увеличила этот пробел в развитии, ограничив внутреннее перемещение людей. Политика финансирования образования, требующая, чтобы местные органы власти несли частичную ответственность за финансирование школ, усугубила эту проблему, в результате чего менее благополучные районы остались без достаточных ресурсов, чтобы платить квалифицированным учителям, покупать необходимые учебные материалы и содержать школьные помещения.

Миграция из сельских районов вызвала закрытие деревенских школ, что способствовало сокращению числа китайских начальных школ с 668 685 в 1995 году до 201 377 в 2014 году.

Грамотность - это базовый показатель доступа к образованию. Высокий уровень грамотности служит основой для улучшения доступа к информации и напрямую повышает способность человека вносить свой вклад в жизнь общества. По состоянию на 2011 год в Китае практически ликвидирована неграмотность среди граждан молодого и среднего возраста - знаковое достижение для страны с самым большим населением в мире. Тем не менее, провинциальные различия показывают неполный характер продолжающегося развития Китая. Состоятельные города, такие как Пекин и Шанхай, сообщили об уровне грамотности в 2014 году (98,52 процента и 96,85 процента), что сопоставимо с показателями развитых стран. С другой стороны, уровень грамотности в Тибете в том же году составил всего 60,07 процента, что приближает его к таким слаборазвитым странам, как Гаити и Замбия.

Региональные различия в доступе к образованию становятся более очевидными при рассмотрении средней продолжительности обучения на одного учащегося. Чтобы оценить роль образования в оценке экономического развития и качества жизни, Организация Объединенных Наций рассчитывает Индекс образования (EI) как часть своего ежегодно публикуемого индекса человеческого развития (HDI). EI рассчитывается на основе средней и ожидаемой продолжительности обучения в школе и колеблется от 0 (отсутствие образования) до 1 (теоретически идеальный уровень образования). Значения EI сильно различаются по всему Китаю. В 2014 году у Пекина был высокий EI - 0,854, что близко к показателю Исландии (0,853), страны ОЭСР, занимающей шестое место в Индексе человеческого развития.. Самый низкий EI в Тибете, значение которого 0,45 по сравнению со значениями EI по всему миру помещает его в нижние 20 процентов.

Урбанизация увеличила региональные различия в доступе к образованию. Перемещение людей из сельских районов в города в пределах Китая в поисках возможностей трудоустройства и более высокой заработной платы является одной из крупнейших внутренних миграций в истории человечества. Миграция из сельских районов вызвала закрытие деревенских школ, что способствовало сокращению числа китайских начальных школ с 668 685 в 1995 году до 201 377 в 2014 году. Сельские мигранты наводнили рынок труда в городских центрах, включая Пекин и Шанхай, так что рабочие-мигранты составляют примерно одну треть от общей рабочей силы Китая. Эти перемещения населения привели к переполненности классных комнат и еще большей напряженности, поскольку ожидается, что число детей рабочих-мигрантов, проживающих в крупнейших городах Китая, будет увеличиваться на 1,5 миллиона ежегодно.

Более развитым регионам удалось во многом компенсировать этот демографический сдвиг. Некоторые из наиболее густонаселенных районов Китая выгодно отличаются от городов США с точки зрения соотношения учащихся и учителей. Среднее количество учеников на одного учителя в начальных и средних школах Пекина и Шанхая составляет 15: 1 и 14: 1 соответственно. Для сравнения, в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе соотношение учеников начальной и средней школы к учителю составляет 15: 1 и 21: 1 соответственно. В китайских классах на одного учителя приходится меньше учеников, чем в среднем по миру как в начальной, так и в средней школе.

Менее экономически развитые регионы часто страдают от миграции квалифицированных учителей в более развитые части страны и не имеют достаточных средств для найма и надлежащего обучения инструкторов. Несмотря на в целом более низкий уровень плотности населения, чем в городских районах, ограниченные экономические ресурсы проявляются в меньшем количестве менее квалифицированных учителей на одного учащегося. Например, в провинции Гуанси соотношение учеников начальных и средних школ на одного учителя составляет 20: 1 и 24: 1. Эти закономерности отражаются в менее развитых регионах мира. Согласно отчету Организации Объединенных Наций за 2013 год , подростки, проживающие в сельских районах развивающихся стран, с меньшей вероятностью будут иметь доступ к учебным заведениям с благоприятным соотношением учащихся и учителей. В Индии недостаточное финансирование и соотношение учеников начальных и средних школ на одного учителя в стране составило 29: 1 и 34: 1, соответственно.

Чтобы устранить эти диспропорции, центральное правительство приняло меры по перераспределению  финансирования образования. Национальный план среднего и реформы долгосрочного образования и развития (2010-2020) поставили перед собой амбициозные цели, достижение для начального и среднего образования. В плане подчеркивается необходимость стимулирования научных и технологических инноваций за счет развития кадровой базы Китая. Заявленные цели включают универсализацию дошкольного образования и улучшение системы девятилетнего обязательного образования за счет «рационального распределения» ресурсов и оказания «специальной поддержки» менее удачливым.

Местные органы власти также принимают меры по устранению неравенства в доступе к образованию. Шэньчжэнь отказался от платы за обучение, а Шанхай предложил детям-мигрантам юридический статус и финансирование. Министерство образования пообещало отказаться от произвольной платы за обучение, что позволит некоторым семьям отправлять своих детей в лучшие школы за пределами провинции, где проживает учащийся. Кроме того, правительство Китая приняло Закон об обязательном образовании в 2006 году, чтобы стимулировать местные реформы, побудив такие города , как Ухань, разработать политику, позволяющую детям-мигрантам, живущим в городских районах, посещать местные школы без необходимых городских хукоу.

Высшее образование

Высшее образование, поддерживаемое университетами, техническими учебными заведениями, общественными колледжами и исследовательскими лабораториями, имеет важное значение для конкурентоспособности страны во все более инновационной глобальной экономике. За последнее десятилетие Китай добился значительных успехов в развитии высшего образования: количество учебных заведений увеличилось более чем вдвое, а государственные расходы увеличились с 52,66 млрд долларов в 2003 году до 311 млрд долларов в 2014 году. Проект 211 и проект 985 , инициативы, направленные на расширение исследований стандарты и выращивать ренцай (люди с талантом), еще раз демонстрируют усилия, которые китайские лидеры прилагают для модернизации системы образования страны.

Однако в настоящее время качество китайских университетов отстает от качества университетов других стран. Times Higher Education World University Rankings 2016-2017, широко уважаемый университет мера Лондона, включает в себя только два китайских института среди 100 лучших университетов по всему миру. Университеты Пекина и Цинхуа занимают 29-е и 25-е места соответственно среди 978 высших учебных заведений, включенных в мировой рейтинг. Для сравнения, исследование показало, что в Соединенных Штатах находится пятнадцать из двадцати лучших университетов мира. Рейтинги университетов, опубликованные Shanghai Ranking Consultancy, также отражают это разделение. Университеты Цинхуа и Пекин занимают 58- е и 71- е места в глобальном сравнении консалтинговой компании.

Лучшие университеты Китая очень избирательны. Пекинский университет не публикует данные о количестве зачисленных, но считается, что у абитуриентов из Пекина вероятность зачисления составляет 0,5 процента, что в 40 раз выше, чем у абитуриентов из других регионов страны. Если сравнивать в глобальном масштабе, низкий уровень приема в Пекинский университет показывает исключительно конкурентоспособный характер высшего образования в Китае. Два самых уважаемых в мире высших учебных заведения в США, Гарвардский университет и Стэнфордский университет, имеют процент приема около 5 процентов. В Великобритании показатели приема в Оксфордский и Кембриджский университетов превышают 17%.

Это несоответствие еще больше усугубляет структура процесса приема на национальном уровне. Претенденты на поступление в колледж обязаны соблюдать их хукоу (регистрацию в семье) и успеваемость на гаокао, Национальном вступительном экзамене в высшие учебные заведения Китая. Каждый год университеты устанавливают квоты на то, сколько абитуриентов может быть принято от каждой провинции. Учреждения выделяют наибольшее количество мест заявителям из провинции, где они проживают, и, как правило, предпочтение отдается городским жителям из других мест для оставшихся мест. Следовательно, учащиеся из сельских районов или провинций Китая с низкими доходами часто должны иметь значительно более высокие баллы по гаокао, чем их сверстники из городских хукоу. для поступления в то же учреждение.  

Китай и Индия обеспечивают почти половину (46,4 процента) мировых 6,4 миллиона ученых и инженерных степеней бакалавра.

Китайские университеты обычно делятся на четыре уровня, причем уровень 1 включает университеты, которым назначено существенное финансирование от центрального правительства для развития Китая как исследовательского центра мирового уровня . В отсечке gaokao оценки ( fenshuxian ), необходимая для поступления в каждый ярус, определяется ежегодно, но шансы студента для принятия , как правило , зависят от сложности gaokao, квот университетов, научных интересов, и их Hukou. Большое количество учреждений уровня 1 сосредоточенов богатых муниципалитетах и ​​провинциях, что выделяет им больше государственного финансирования, чем их коллегам с более низким рейтингом. В частности, пять из десяти лучших университетов Китая расположены в Пекине и Шанхае.

Показатели зачисления в высшие учебные заведения также отражают резкий разрыв в образовании между городом и деревней в Китае. На национальном уровне чуть более четверти населения страны студенческого возраста обучается в высших учебных заведениях. Шанхай, один из самых богатых муниципалитетов Китая, может похвастаться 70-процентной посещаемостью, в то время как в таких провинциях, как Гуанси, показатель зачисления составляет менее 20 процентов. Аналогичная тенденция обнаруживается при сравнении стран по всему миру. В высокоразвитых странах Северной Америки и Западной Европы уровень охвата высшим образованием составляет в среднем около 75 процентов. Напротив, в развивающихся регионах Центральной Азии чуть более четверти населения имеет высшее образование.
 
Многие из тех, кто посещает китайские университеты, получают ученые степени в области науки и техники. Согласно отчету о показателях науки и техники за 2016 год , Китай и Индия обеспечивают почти половину (46,4 процента) мировых 6,4 миллиона ученых и инженерных (S&E) степеней бакалавра. Предполагается, что на эти две страны в совокупности придется две трети прироста глобальных выпускников S&E до 2030 года . Для сравнения, Европейский Союз и США обеспечили соответственно 11,5% и 9,2% мировой доли выпускников S&E.

Этот наплыв выпускников S&E может создать собственные проблемы для Китая, стремящегося перейти к экономике, ориентированной на потребителя. Совместное исследование Цинхуа и Университета Фудань выявило разрыв между предложением Китая и его потребностью в высококвалифицированной рабочей силе. В частности, в западных провинциях не хватает навыков в таких областях, как исследования и разработки и капитальные операции , а в восточных провинциях не хватает квалифицированных технических работников . Более того, высококвалифицированные работники часто ищут возможности в одних и тех же городах , что может привести к избытку рабочих мест.охотники на определенном рынке. В 2013 году система высшего образования предоставила больше высококвалифицированных рабочих, чем требовала экономика, в результате чего уровень безработицы среди выпускников вузов более чем в три раза превысил средний показатель по стране. Превышение требований рынка по уровню образования не является уникальной особенностью Китая. В Южной Корее недавние выпускники сталкиваются с высококонкурентным рынком труда с ограниченными возможностями трудоустройства , что вынуждает некоторых студентов задерживаться в университете.

Создание высококвалифицированной внутренней рабочей силы имеет решающее значение, поскольку Китай стремится перейти к экономике, основанной на инновациях. Как указано в Национальном среднесрочном и долгосрочном плане развития талантов (2010-2020) , центральное правительство пообещало улучшить координацию между высшим образованием и спросом на рынке труда. Кроме того, он направлен на создание исследовательских баз высшего образования в центральных и западных провинциях, увеличение расходов на человеческие ресурсы с 10,75 до 15 процентов ВВП и повышение к 2020 году национального показателя приема в высшие учебные заведения до 40 процентов . Эффективная реализация Плана развития талантов может оказаться критически важной, поскольку китайские лидеры стремятся облегчить экономические сдвиги в стране. от производственной мощи до глобального новатора.